Игорь Вадимов Грандмастер

Василий Иванович Раков - баловень судьбы или просто герой?

В возрасте 31 года — майор, командир эскадрильи и Герой Советского Союза. По окончании Великой Отечественной — дважды Герой, подполковник, знаменитый ас. Сразу после войны поступил на курсы при Академии Генштаба, после их окончания командовал авиадивизией на Тихом Океане, преподавал в Академии, получал уже научные чины и звания. Сталинский сокол! Везунчик! Или…

Фото: Wikipedia.org

Родился Василий Раков в 1909 году, в деревне. Далее — школа, ФЗУ… Увидел самолет — и заболел авиацией. Сколько молодых энтузиастов из крестьян, рабочих, шахтеров тогда, благодаря Советской власти, смогли стать летчиками, кавалеристами — красными командирами!

В 1931 году стал он морским летчиком, окончив Ейскую авиашколу. Служил. В полетах не стремился быть бесстрашным: под мостами не летал, на аэродромы, закрытые туманом, не пытался обязательно сесть — если была возможность, садился на запасной, где погода была нормальной. И главное — часто относился к вышестоящему начальству не с тем пиететом, который оное начальство хотело бы…

Началась Финская война. Ее он встретил комэском. Летали на СБ-2, бомбили. По результатам боевой работы его подразделения в Финскую войну получил под свое командование полк, затем высшую награду СССР — Звезду Героя.

Но впереди была большая война, война, проверившая каждого человека в форме, чего он стоит. Раков переучился с СБ на Пе-2, командовал полком пикировщиков. В 1942 году был назначен командиром авиабригады на Черном море, потом, в мае-июне — заместитель командира Севастопольской авиагруппы. Во время краха обороны Севастополя участвовал в эвакуации «особо важных специалистов», столь необходимых на фронте, организовывал авиамост Севастополь-Кубань, когда пара десятков ТБ-3 вывезли сотни командиров…

Сам же он выводил из Севастополя имевшиеся там гидросамолеты. Оставаться было уже невозможно, сесть потом в море — тоже невозможно, а на месте предполагаемой посадки был туман. Он вылетел впереди основной группы, несколько раз примеривался, как сесть, потом ухитрился сесть — в бухте, в туман. И передал по радио остальным — по каким приметам он садился. И самолеты один за одним сели в эту бухту в тумане. И только один поломал поплавки, слишком сильно ударившись о воду при посадке. Пусть он не мог спасти от плена всех окруженных в Севастополе, но он сделал все что мог — и немного больше.

Почтовая марка СССР с изображением атаки Пе-2, 1945 г.
Почтовая марка СССР с изображением атаки Пе-2, 1945 г.
Фото: Wikipedia.org

После Севастополя он оказался на Балтике, командиром полка Пе-2. Всего за войну он сделал 170 вылетов на бомбежку. Бомбил немецкие штабы, мосты, колонны.

Разрабатывал операции по уничтожению крейсеров «Вяйнемейнена» и «Ниобе», а затем участвовал в этих операциях. После уничтожения «Вяйнемейнена» был представлен к званию Дважды Героя, но приказ о присвоении вышел через несколько дней после уничтожения «Ниобе», 22 июля 1944 года.

Много раз приводил домой продырявленную машину, причем — продырявленную не только пулями или осколками зенитных снарядов. Довольно часто, сбрасывая бомбы на цель с высоты ниже разрешенного минимума, его самолет бывал поражен осколками своих же бомб. Ибо Раков иногда производил бомбометание в крайне тяжелых метеоусловиях, когда помочь пехоте было надо, а низкая облачность не позволяла сбрасывать бомбы с положенной высоты.

Несколько раз возвращался из вылета на полностью разбитой машине, которую приходилось списывать. Один раз чудом дотянул до линии фронта и сел сразу за ней — его подбила зенитка во время бомбежки, а сразу после он получил «добавку» от напавшего на «подранка» Мессера.

Василий Иванович Раков - баловень судьбы или просто герой?
Фото: Источник

Обычная биография обычного Дважды Героя…

Я читал мемуары Покрышкина: он насчитал с десяток случаев, когда его могли и должны бы были убить. То его машина проскочила над миной, а ехавший следом танк взорвался, то пуля от стрелка Юнкерса попала в трубку прицела, а не в голову пилота, то еще что…

И у Ракова тоже были такие случаи: когда Мессер, который должен был его сбить, сам оказался сбит за секунду до смертельной очереди по кабине его Пе-2, или когда он садился в тумане — потому что надо было сесть. И еще множество случаев.

Дважды Герой Советского Союза Василий Иванович Раков
Дважды Герой Советского Союза Василий Иванович Раков
Фото: Depositphotos

Но мне запомнилось другое: когда он, ощутив в полете удар от близкого взрыва зенитного снаряда, старался мгновенно выключить тот самый двигатель, что мог быть поврежден — во избежание пожара. Или когда он, почти долетев до ленинградского аэродрома, куда стремился всем сердцем — к семье, увидев плотную облачность и услышав с земли, что видимости нет, сел на запасной и остался жив, а те, кто слишком хотели домой, разбились насмерть. Или когда он, послушав лекцию о немецких минах-сюрпризах, не трогал сам забавные безделушки, оставленные немцами, а вызывал саперов — и пару раз это и впрямь были мины-ловушки.

Бюст в Московском парке Победы, Санкт-Петербург
Бюст в Московском парке Победы, Санкт-Петербург
Фото: Wikipedia.org

В общем, у меня от мемуаров Василия Ракова осталось впечатление, что свое везение он создавал сам. Ощущение спокойной храбрости и желания выполнить боевое задание — без лихости, спокойно и осторожно, не подставляясь.

Честь и слава героям той войны, честно и спокойно сделавших свое дело — добывших стране Победу и разбивших врага!


Что еще почитать по теме?

Какими они были, те «старики», что шли в бой? Первая десятка советских асов Великой Отечественной войны
Борис Ковзан. Как начинал «таранный» счет единственный в мире пилот, выживший при четырех таранах?
Сколько летчиков, начинавших с Покрышкиным войну, встретили Великую Победу?

Обновлено 10.04.2017
Статья размещена на сайте 28.02.2017

Комментарии (9):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Начал войну майором, а закончил подполом? Для дважды Героя маловато.Действительно голову и перед пулями и начальством не гнул!

    Оценка статьи: 5

    • Игорь Вадимов Игорь Вадимов Грандмастер 11 апреля 2017 в 11:22 отредактирован 11 апреля 2017 в 11:28

      Еркин Сарсенбаев, он за войну был командиром бригады, командовал дивизией, был зам. командира авиации в Севастополе...
      И при этом, между этим - и до конца войны - командовал полками. Разными, но бомбардировочными.
      И нашел себя на Пе-2.
      И пару раз попадал, когда закручивали гайки из-за небоевых потерь самолетов и летчиков - и не притворялся при этом виновным.
      При этом - постоянно летал, постоянно бомбил, причем - ведущим колонны (эскадрильи, полка).
      Вылетал при плохой погоде, когда высота облаков была меньше, чем радиус разлета осколков от бросаемой бомбы. Привозил в самолете вбитую взрывом его бомбы в его самолет землю и траву.
      Один раз был молвой похоронен - даже его жене рассказали...

      • Еркин Сарсенбаев Читатель 11 апреля 2017 в 11:47 отредактирован 11 апреля 2017 в 11:48

        Игорь Вадимов, Ну и говорю при таком послужном списке минимум полковником должен был стать! Значит не выслуживался а служил. На таких армия держится!

        Оценка статьи: 5

        • Еркин Сарсенбаев, что не выслуживался - более чем точно.
          А генерал-майором он стал после войны.Окончил не то Академию, не то академические курсы - и поехал на Тихий Океан, где командовал дивизией.
          Потом уже генерал-майором вернулся кажется в Ленинград, где уже учил молодых - и получал ученые степени, защищал диссертации, кажется, вплоть до доктора наук.

          • Игорь Вадимов, а вот здесь, по логике Еркина и вашей, раз получал ученые степени и "докторов наук", значит уже выслуживался и армия на таких уже не держалась.

            ПС Как избирательна человеческая логика.
            И даже она подвержена нашим эмоциям.
            -)

            • Когда Вас не замечают, Игорь Ткачев, Вы начинаете задираться и писать глупости.
              Интересно - до писания каких гадостей Вы можете дойти. Подожду.

              • Игорь Вадимов, оставьте личностное, смотрите в суть: вам же заметили, что не выслужился за войну - вы сделали вывод, что был честен, после чего в конце были звания и степени - значит что, по вашей логике, выслуживался?
                Меня только этот момент вашей "логики" "улыбнул"-) (Насколько мы, когда нам надо, избирательны и пристрастны).

                • Игорь Ткачев, опять дураком прикидываетесь?
                  А давайте, я поверю.
                  Итак, допускаем, что Вы - дурак.
                  Специально для дурака объясняю.
                  В военное время офицеры быстро растут в должностях и званиях.
                  Так было всегда, рекомендую почитать Грибоедова "Вакансии как раз открыты, то старших выключат иных, другие, смотришь - перебиты".
                  Лейтенанты начала войны к концу становились майорами и подполковниками - те единицы из тысяч, что остались живы.
                  Полковник Василевский к концу войны стал Маршалом Советского Союза и Дважды Героем.
                  Полковник Черняховский - к концу войны был генералом армии и Дважды Героем.
                  ... так или почти так росли в войну в чинах все, кто не был убит и не попал в плен.
                  Майор и Герой Советского Союза Раков к концу войны вырос всего на 1 (ОДНО) звание.
                  После войны он попал в Академию и уехал на Тихий океан, командовать авиадивизией. По выслуге он получил на этой должности полковника и генерала. Вот и все.
                  Не надо за других придумывать.
                  Один поляк любил говорить гадости, оправдываясь "это не я, это поляки так думают". Вы пошли куда дальше "я написал гадость, но это не я так думаю - это ты так думаешь"...
                  Мерзко. И не смешно. Немного стыдно - за Вас. Стыдно и противно.