Изобретение Иоганна Гутенберга (1400 — 1468) открыло эру книгопечатания, то есть массового распространения информации. Любой информации. Если переписка книг в силу своей трудоемкости была действием сакральным, то книгопечатание превратилось в бизнес. Напечатать стало возможным все, был бы сбыт. Типографии стали предприятиями, ориентирующимися на доход.
Технология книгопечатания оказалась вполне воспроизводимой. В 1462 году первая типография Гутенберга, находившаяся в немецком городе Майнце, была уничтожена при взятии города герцогом Адольфом II Нассауским. Работники типографии, которые сами себя называли «детьми Гутенберга», разбежались по другим городам, и вскоре в разных концах Германии возникли типографии. Из Германии типографское искусство распространилось по другим странам.
Одним из главных центров книгопечатания стала Венеция. Тому было несколько причин. В богатой, очень богатой, Венеции деньги крутились крупные, поэтому отыскать средства для организации типографии было легче, чем в других местах. К тому же, Венеция в XV−XVI веках была самой образованной и самой вольнодумной частью Европы. Инквизиция здесь не зверствовала, и жестоких гонений на иноверцев и инакомыслящих в Венеции не было. Книгопечатание тут оказалось занятием не опасным, а даже прибыльным.
Самым известным среди венецианских издателей был Альд Мануций (Aldus Pius Manutius; 1449 — 1515). Основанный им Издательский дом Альда оказался предприятием успешным и просуществовал после смерти основателя еще почти сто лет.
Альд — это вариант имени Тибальд. Мануций родился в городке Бассиано, что доныне находится в 100 километрах к югу от Рима. Родился Альд в богатой семье, и поэтому получил хорошее образование. Латынь и древнегреческий он знал в совершенстве.
В 1484 году Альд Мануций, как человек родовитый и высокообразованный, стал воспитателем принцев княжеского рода Карпи. Принцев! Сейчас Карпи — небольшой городок неподалеку от Модены. В те же времена он был, ни много ни мало, столицей хоть и небольшого, но гордого княжества. Один из принцев Карпи, Альберто III Пио, впоследствии спонсировал создание Мануцием первой типографии. Эту типографию он основал в 1494 году в Венеции.
Продукция Издательского дома Альда стала широко известна. Мануций издавал в первую очередь древнегреческих авторов. Это было связано с тем, что после падения Византийской империи и захвата ее турками возникла опасность того, что греческая культура и литература придут в упадок. Большое количество греков эмигрировало в Италию и поселилось во Флоренции и в Венеции. Так что к услугам Альда Мануция были и наборщики, и корректоры, и редакторы, и комментаторы высокой квалификации. Типография Мануция выпускала также труды латинских авторов и итальянцев: Данте, Петрарки и других.
Издания Мануция были очень качественные. Другие издатели ориентировались на продукцию Альда, и он, таким образом, фактически ввел в печатное дело стандарт — какой должна быть печатная книга. Кроме больших книг, в половину и в четверть печатного листа, он начал печатать книги относительно небольшого размера — в восьмую часть (in octavo) печатного листа.
Такие книги были удобны в работе, их даже можно было взять с собой в путешествие. Размер печатного листа составлял приблизительно 60×108 см, если перевести в современные единицы измерения. Размер книжки, напечатанной in octavo, приблизительно соответствовал размеру современного стандартного листа писчей бумаги, формат которого 30×21 см.
Оказалось, что для создания хорошей печатной книги важно не только ее содержание, но и параметры чисто технические: размер листа, качество бумаги, расположение текста на странице, шрифт, которым набран текст.
Было произнесено слово: хорошая печатная книга. А что это такое? Ответ — с одной стороны, прост, а с другой — сложен. Простой ответ: хорошую книгу можно читать быстро, и чтение при этом не утомляет глаз. Сложность возникает, когда мы пытаемся выяснить, за счет чего это происходит. Оказывается, удобочитаемость зависит от особенностей набора (длины строки, расстояния между линиями), а также от формы шрифта, который печатники называют гарнитурой, и от размера шрифта, называемого кеглем.
До того, как книги начали печатать, их переписывали, но не поспешным плохо разбираемым рукописным шрифтом, как мы часто пишем сейчас. Переписчики фактически прорисовывали буквы таким образом, чтобы их форма и размер были единообразными.
Поэтому первые образцы печатного шрифта были попросту скопированы со шрифта рукописного и назывались «антиквой» («древней»). Этот шрифт был четкий и хорошо читаемый. Но лучшее — враг хорошего. С самого начала типографского производства появились люди, профессионально занимавшиеся производством шрифтов и стремившиеся сделать книги еще более удобочитаемыми и потому красивыми.
Гутенберг первоначально вырезал шрифты для печати из твердого дерева — бука. Отсюда пошло русское слово «буква». От названия этого дерева произошли также слова «Book» и «das Buch», которыми называют книги на английском и на немецком языках, соответственно.
Но почти сразу же на смену деревянным шрифтам пришли шрифты металлические, отливаемые из специального сплава. Шрифтовик должен был совмещать навыки литейщика, гравера и обладать хорошим вкусом. Поэтому довольно часто в эту область приходили ювелиры.
Шрифтовик Франческо Гриффо (Francesco Griffo, ок. 1450 — 1518), который длительное время работал с Альдом Мануцием, тоже был сыном ювелира. Именно Гриффо придумал для типографии Мануция шрифт под названием «курсив».
Этот типографский шрифт копировал рукописное написание букв. Само слово происходит от латинского словосочетания «cursiva littera», означающего «беглый почерк». При курсивном написании буквы наклоняются приблизительно на 15 градусов вправо (по ходу письма), а форма некоторых из них изменяется. Например, форма курсивных русских букв а, г, д, т совершенно отличается от формы этих букв при обычной печати.
Самое главное, что курсивное письмо более убористое. Почему? Все просто — расстояния между знаками сокращаются до нуля. Кончается предыдущая буква, тут же начинается буква следующая. Благодаря этому свойству курсивного шрифта, Альд Мануций смог наполнять относительно небольшие книги формата in octavo тем же содержанием, что и более крупные книги, напечатанные другим, не курсивным, шрифтом.
Курсивный шрифт с тех пор начали широко применять сначала в Италии, а потом и по всей Европе. В знак признательности итальянским типографам за их труды и выдумки курсивный шрифт во многих странах стали называть «италиком». Те, кто пользовался компьютерной программой набора и редактирования текстов «Word», вероятно, помнит, что на клавише, включающей курсивное написание, изображена наклонная буква I, первая буква слова Italic. Понятно, и почему буква наклонная, и почему эта буква — I?
Имя Альда Мануция известно среди полиграфистов и печатников так же, как имя Гутенберга. Книги, изданные в его типографии, называют «альдинами». Альдины — немногие образцы типографского искусства эпохи Возрождения, дошедшие до нашего времени.
Кроме того, в честь Альда Мануция была названа американская компьютерная компания Aldus, созданная в 1984 году. Эта компания разработала первую программу компьютерной верстки PageMaker.
Властитель слабый и лукавый, Плешивый щеголь,враг труда, нечаянно пригретый славой Над нами царствовал тогда Его мы очень смирным...