Квантовая физика сама по себе не может объяснить или предсказать большинство нам знакомых явлений в повседневной жизни. Этим занимается классическая физика. Квантовые описания процессов нужны в области очень высоких энергий и царства очень малого. Знание квантовой физики не имеет большого значения в работе инженеров и ученых. Однако без открытий законов квантовой физики сегодня был бы невозможен ни один компьютер, смартфон или даже телевизор — по сути, весь наш сегодняшний технологический уклад.
В первых десятилетиях ХХ века уже стало известно, что электроны входят в состав атомов. Ученые физики решили описать их внутриатомное движение и положение. Было сделано заключение, что строение атома — это прежде всего планетарная система: ядро с вращающимися вокруг него по орбитам электронами.
Так вот, хотя электроны капризны в выборе орбит, Нильс Бор был первым, кому удалось понять их правила игры, и эти правила игры включали в себя принципы зарождающейся квантовой механики.
Прежде всего Бор предположил, что электроны имеют определенные значения энергии и занимают только конкретные орбиты. Любое промежуточное значение для них закрыто. Это представляет собой больше лестницу, чем склон: электроны могут находиться только на ступенях и никогда в их промежутках.
Позже формулировки этой парадигмы Бор получил спектр атома водорода. Здесь каждой линии частоты испускаемого света соответствовал переход электрона с одной орбиты на другую, меньшую. Фактически Бор открыл закон квантования энергии.
В 1922 году за работу в области структуры атома и радиации Нильс Бор удостаивается Нобелевской премии по физике. Он ввел в структуру атома постоянную Планка и сформулировал принцип соответствия. Мы не будем описывать и формулировать этот принцип, но заметим, что он связал классическую физику с новыми квантовыми явлениями.
Но уже в середине 1920-х годов эта связь была прервана. Произошел драматический поворот, который изменил сами представления о том, что такое физика. По стопам Бора уже шли молодые физики. Это выразилось в создании под руководством Н. Бора Копенгагенской школы физики. В 1923 году Бор начал осознавать, что квантовая прерывность (в мире бесконечно малого взаимообмен энергией является дискретным) была первым сигналом невозможности представить мир бесконечно малого в виде простой миниатюры, что послужило дальнейшим толчком в развитии квантовой механики.
А теперь обратимся непосредственно к истории ученого. Нильс Бор родился в Копенгагене 7 октября 1885 года. Его мать Эллен Адлер (1860−1930) была первой датчанкой, которой можно было обучаться в университете. Там Эллен познакомилась с преподавателем физиологии Кристианом Бором. Он и стал впоследствии ее мужем.
Стоит отметить — Эллен Адлер происходила из состоятельной еврейской семьи с многочисленными связями в политической и банковской сферах. В этом браке Нильс был вторым ребенком. За два года до него родилась Дженни (1883−1933), которая пошла по стопам матери — получила образование в Оксфорде и Копенгагене, а потом стала преподавателем.
Через два года после Нильса родился его брат Харольд (1887−1951). Между Нильсом и Харольдом установилась дружба, остававшаяся неизменной всю жизнь. Харольд был прекрасным математиком и блестящим футболистом. Он был в составе сборной Дании на Олимпийских играх в Лондоне 1908 года.
В отчем доме братья делали свои первые шаги в интеллектуальной жизни. К отцу часто приходили лингвист Вильгельм Томсен (1842−1927), профессор физики Кристиан Кристиансен (1843−1917) и философ Харальд Хёфдинг (1834−1931). Причем Нильсу и Харольду разрешалось присутствовать при этих разговорах: участвовать в них, критиковать и задавать вопросы. В 1911 году Нильс защищает докторскую диссертацию по электронной теории металлов в Копенгагенском университете.
Таким образом, мы видим, что Бор с самых ранних лет был окружен обстановкой, которая сильно способствовала его научной карьере. Именно ему удалось создать у себя на родине мировой центр квантовой физики, так называемый Копенгагенский институт теоретической физики.
И в конце стоит отметить, что взгляды Эйнштейна и Бора на физику радикально расходились. Эйнштейн не понимал многие положения квантовой физики. Он считал, что мерилом всего должна служить объективная реальность, а не теоретические фантазии Бора. «Господь Бог не играет в кости», — говорил Эйнштейн.
Но время показало правоту Бора. Его взгляды на физику оказались востребованными дальнейшим развитием квантовой физики.
18 ноября 1962 года Нильс Бор скончался в Копенгагене. А с 1965 года Институт теоретической физики в Копенгагене носит название Института Нильса Бора.
Был этот мир свинцовой мглой окутан
Да будет свет! - И вот явился Ньютон.
Но сатана недолго ждал реванша
Пришел Эйнштейн - и стало все, как раньше.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Говорят, что специальную теорию относительности в мире понимают человек 100, общую теорию относительности -3 человека, ну а квантовую механику не понимает ни один человек.
0 Ответить
Анатолий Григорьев, Очень интересный комментарий!
0 Ответить
"Любимец фортуны" или "патриарх квантовой физики"... а патриарх любимцем быть уже не может? А любимец фортуны не может стать патриархом?
Как мы любим всякие сенсационно-загадочные экзажерации. И людей-титанов. Аж страх.
-)))
0 Ответить
Игорь Ткачев, никаких сенсационно-загадочных экзажераций(слово то какое)здесь нет
0 Ответить