Обувная промышленность ни при чем. Тут важна среда, в которой совершался побег. А совершался он в водной среде. Конкретнее — в Тихом океане.
Курилову предстояло проплыть почти 100 километров в океане до острова Сиаргао, где сначала он попал к филиппинским властям, а после был депортирован в Канаду, где и получил гражданство. В воде Станислав провел почти три дня. Вот что пишет он сам в автобиографической книге «Один в океане»:
После суток плавания я не чувствовал ни усталости, ни болезненных ощущений. Мое дыхание было глубоким и ритмичным, плылось легко, меня не мучили ни жажда, ни голод. Видимый мир замкнулся на вершинах ближайших волн. Я как бы растворился в них и все движения бессознательно делал так, чтобы слиться с их шумом и не тревожить океан понапрасну.
Обычному, неподготовленному, человеку вряд ли удалось бы добраться до суши, но Курилов отлично плавал с детства: в 10 лет переплыл Иртыш. Но даже не это помогло продержаться без еды, питья и сна два с лишним дня в океане, а занятия йогой, развившие необходимую выносливость организма.
Самым же страшным в тот момент для отчаянного беглеца был сам страх:
Я верю, что от страха можно умереть. Я читал о моряках, которые погибали безо всяких причин в первые дни после кораблекрушения. Происходит какое-то самовозбуждение — одна волна страха вызывает другую, большую. Я почувствовал, как судороги стали сжимать горло, мне хотелось кричать. Еще несколько мгновений — и я задохнусь.
Решение сбежать Курилов принял из-за постоянных отказов в заграничных командировках. У ученого за рубежом проживала родная сестра, которая вышла замуж за индийца и сначала уехала в Индию, а потом в Канаду. Для океанографа не иметь возможности путешествовать по миру было тяжким испытанием. Наука не терпит закрытости и ограничений.
Курилову удалось попасть на круизный лайнер, который шел от Владивостока до экватора и обратно. В иностранные порты корабль не заходил, поэтому невыездного гражданина отпустили в такую турпоездку. Ну не прыгнет же он за борт в надежде доплыть до капиталистических стран? По странной иронии судно называлось «Советский Союз».
Хоть корабль должен был находиться только в открытых водах, маршрут пассажирам раскрыли только на третий день. «Советский Союз» должен был пересечь Восточно-Китайское море неподалеку от острова Тайвань, проследовать вдоль восточных берегов Филиппин, зайти в Целебесское море и достичь экватора между островами Борнео и Целебес. Днем корабль подходил ближе к берегу, а ночью отплывал дальше.
Однако бежать нужно было именно ночью. Днем беглеца сразу бы заметили, да заметили бы еще на борту во время подготовки к прыжку. Так что побег был совершен ночью.
Курилов вышел на главную палубу, облокотился одной рукой о фальшборт, перебросил тело за борт, оттолкнулся изо всех сил и полетел за борт:
Я пролетел эти пятнадцать метров в полной темноте и удачно вошел в воду ногами под острым углом, не выронив сумки с плавательными принадлежностями, чего очень боялся.
Теплая вода, спортивная подготовка, занятия йогой, желание жить помогли одинокому пловцу победить стихию и выбраться на берег.
Расследование на Филиппинах, депортация в Канаду, работа в пиццерии, возвращение к научным исследованиям в американских и канадских фирмах, переезд в Израиль, женитьба… Такой была новая жизнь Станислава Курилова после побега.
Однако вода, подарившая смельчаку эту новую жизнь, её и забрала. 29 января 1998 года Курилов погиб во время водолазных работ на Тивериадском озере (Израиль). Вместе с напарником Станислав освобождал аппаратуру, запутавшуюся в рыболовных сетях. Вдруг в сетях запутался приятель Курилова, с которым он всегда работал вместе. Станислав успел его распутать, но запутался сам. Спасти ученого не удалось. Когда его подняли на поверхность, он успел последний раз махнуть рукой и умер до того, как спасатели вынесли его на берег.
Пару слов стоит сказать и о судне, с которого был совершен побег. В 1980 году корабль был списан с целью продажи на металлолом. Все-таки почти 60 лет службы! Но нельзя же было «Советский Союз» сдать в утиль! Чтобы избежать «возможных инсинуаций», судно переименовали в «Тобольск», а после продали в Гонконг на «разделку».
Что еще почитать по теме?
А вы смогли бы так? Про Славу Курилова
День благодарения… кому? Памяти иммигрантов «Мэйфлауер»
Не путайте туризм с эмиграцией. Интеграция и ассимиляция — в чем разница? Часть 1
Ученый-океанолог, убежавший за свободой, поработавший в свободе в пиццериях, но сумевший потом, на свободе, стать водолазом - и умерший, работая водолазом, от несчастного случая.
Спасибо СССР, в котором он, бесплатно, получил столько специальностей.
А сам побег - это было нечто.
Я читал про побег еще в перестройку.
Прыжок в ничто вопреки конвоирам, потом - один в океане. Потом течения в океане, не дававшие достичь берега.
Казалось бы - океанолог должен был знать, как идут течения возле данного островка, раз он заранее готовился к побегу, но он же был советским океанологом и собираясь бежать к свободе, о ерунде не думал.
Может быть - напишете о физике Гамове?
Он тоже собирался бежать, уплыв в Турцию из Крыма на надувном матрасе...
Оценка статьи: 4
1 Ответить
Игорь Вадимов, Гамов - на лодке с женой и запасом провизии. Пограничники поймали сразу. Однако беглецы заявили, что плавали за продуктами и заблудились в темноте. Никому и в голову не пришло, что кто-то мог решить переплыть Чёрное море на утлой лодочке.
0 Ответить
Анатолий Григорьев, я читал его мемуары, как он вырывался из большевистского ада.
Он готовил побег на надувном матрасе, чтобы уплыть в Турцию - по его собственным мемуарам (от отчаяния?).
Но уехал на конференцию в Париж под честное слово, кажется Марии Кюри... Но ее убедили плюнуть на то, что она дала слово.
Я только воспроизвел то, что прочитал из его мемуаров.
Оценка статьи: 4
0 Ответить