Героем Распе был барон Мюнхгаузен. А вот в современном русском переводе действует барон Мюнхаузен. Корней Чуковский, делавший авторизованный перевод на русский, решил, что так нашему читателю будет проще, и в русском переводе фамилию барона для простоты чтения немного поменяли — с Мюнхгаузена на Мюнхаузена.
Барон Мюнхгаузен (Karl Friedrich Hieronymus Freiherr von Munchhausen) родился 11 мая 1720 года в Германии, в Боденвердере, он был пятым из восьми детей в семье полковника Отто фон Мюнхгаузена, принадлежащего к древнему и благородному нижнесаксонскому семейству баронов Мюнхгаузен.
С 15 лет Карл Фридрих служил при дворе Фердинанда Альбрехта, герцога Брауншвейг-Вольфенбюттельского. В 17 лет (в 1737 г.) вступил на службу в России, служил у герцога Антона-Ульриха, мужа Анны Леопольдовны, которая была правительницей России в период после свержения Бирона и до воцарения Елизаветы Петровны.
Барон воевал с турками, принимал участие в осаде Очакова. Быстро получил чин поручика и был назначен командиром лейб-компании — первой элитной роты Брауншвейгского кирасирского полка (шефом этого полка был сам герцог).
Увы, после переворота, в ходе которого к власти в России пришла Елизавета Петровна, его карьера застопорилась. Чин ротмистра он получил только в 1750 году (всего после 13 лет службы!). И сразу же ушел в отпуск для устройства неотложных личных дел — умер его отец и надо было принять личное участие в дележе наследства.
Ему при разделе достался Боденвердер, и в Россию на службу Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен больше не вернулся. Несколько раз он подавал прошение об отправлении его в отставку с присвоением ему чина подполковника за многолетнюю и беспорочную службу и за участие в военных кампаниях, но ему отвечали, что оное прошение надо подавать в России. А раз в Россию барон больше не поехал, он был уволен из Российской армии «как самовольно оставивший службу».
Всю остальную жизнь барон подписывался как «ротмистр русской армии в отставке». До самой смерти в 1797 году он проживал в своем родном Боденвердере. Спокойно жил, попивал пивко и охотно рассказывал всем желающим о странной жизни в варварской Московии.
Эти рассказы проходили или в беседке в имении Мюнхгаузена, специально построенной для этих целей, или в трактире «Король Пруссии», в соседнем Гёттингене. Авторству барона принадлежат все основные истории, впоследствии изданные Распе как истории, рассказанные Мюнхгаузеном:
- про въезд в Санкт-Петербург верхом на волке;
- про коня разрезанного пополам в схватке под Очаковом;
- про коня на колокольне;
- про взбесившуюся шубу;
- про вишневое дерево, выросшее у оленя на голове.
Эти истории пользовались огромным, ошеломительным успехом у слушателей, а потому их начали издавать еще до Распе.
В 1761 году граф Рокс Фридрих Линар издал первые три из ранее перечисленных сюжетов в книге «Der Sonderling» («Чудак» — при вежливом переводе с немецкого).
В 1781 году в берлинском издании «Путеводитель для веселых людей» были напечатаны основные истории «из рассказов барона», причем с указанием, что они принадлежат «г-ну М-г-з-ну из в Г-ра» (Мюнхгаузену из Ганновера).
В 1785 году в Англии вышла книга Распе, ставшая всемирно знаменитой и переведенная на многие языки.
После выхода книг барон стал скандально знаменит, к дому потянулись зеваки, желающие поглазеть на барона-лжеца, ему даже пришлось нанимать слуг для разгона любопытных.
На русский язык рассказы о бароне впервые перевел
Этому герою стали ставить памятники…
В СССР в 1970 году появился первый памятник барону. Сейчас он оказался в другой стране, на Украине.
Памятник сделан из бетона и стоит во дворе дома. Барон сидит на лошади, разрубленной пополам в страшной схватке с турками под Очаковом. Лошадь, опустив голову, пьет из источника и не может напиться, потому что вода из нее вытекает сзади. А барон, сидящий на лошади, с удивлением смотрит на падающую воду. Сейчас фонтан не работает.
В России есть много памятников славному барону.
В Москве, возле станции метро «Молодежная» на улице Ярцевской, 28 августа 2008 года был открыт памятник одному из подвигов барона: когда он, завязнув с конем в трясине, вытащил и себя, и коня из топи, потянув себя изо всех сил за волосы. Памятник исполнен в натуральную величину.
18 июня 2005 в Центральном парке культуры и отдыха в Калининграде был открыт еще один памятник славному барону.
Автор Георг Патау сделал необычный памятник: стальная плита, посередине вырезан силуэт барона — и огромное ядро, на котором он некогда летал на разведку войск турок. Памятник является подарком от города Боденвердера, родины барона Мюнхгаузена.
Кроме этих памятников, память великого рассказчика барона Мюнхгаузена увековечивают другие скульптуры:
- в Минске (Беларусь) — барон с пером в руке сидит на нескольких толстенных книгах, которые он, видимо, исписал своими приключениями;
- в Кременчуге (Украина) — барон заряжает ядром пушку;
- в Братиславе (Словакия) — памятник на крыше дома, барон летит на ядре, ухватившись за него обеими руками;
- в Глубоком (Беларусь) — барон вылетает на ядре из пушки, но уже с подзорной трубой наготове;
- в Ноябрьске (Россия) — барон летит верхом на ядре, обозревая противника посредством подзорной трубы;
- в Одессе (Украина) — барон на половинке лошади;
- в Гурьевске (Россия) — барон летит на ядре.
В родном городе барона стоят несколько памятников ему. Тут и полет на ядре, и поездка на половинке лошади, и несчастная лошадь, привязанная к верхушке колокольни.
Наверное, это и есть слава в веках, но стоит ли такой славе завидовать?
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...