Компания братьев Нобелей пришла сюда, уже четко зная, для чего нужна была нефть. После перегонки из нефти выделяли легкую фракцию — керосин, который горел жарче и ярче, чем сырая, не переработанная нефть. По этой причине керосин был востребован везде в мире. Добыча нефти и ее переработка оказались очень выгодным делом.
Деньги на берегах Каспийского моря закрутились огромные. Посему город Баку разросся молниеносно. К синему морю потянулись зеленые проспекты и бульвары, за деревьями укрывались белые дома, построенные европейскими архитекторами по европейским проектам.
Нефтеперегонные заводы сосредоточились на западном берегу Бакинской бухты. Гарь, грязь, вонь — все удовольствия промышленного района с химическим производством были сосредоточены здесь. Не удивительно, что район этот называли Черным городом.
М. Горький писал: «Нефтяные промыслы остались в памяти моей гениально сделанной картиной мрачного ада. Эта картина подавляла все знакомые мне фантастические выдумки устрашенного разума…».
Нефтеперерабатывающий завод компании «Братья Нобели» тоже располагался в Черном городе. Нефтяные же колодцы находились в северном пригороде Баку, который назывался Балаханы.
«Техническая компания инженера Бари» взялась проложить нефтепровод «Балаханы — Черный город». Это был первый нефтепровод в России. Руководство строительством осуществлял Владимир Григорьевич Шухов, поступивший компанию в 1877 году в возрасте 24 лет.
Строительство нефтепровода — это не просто прокладка трубы из пункта А в пункт Б. Один из главных вопросов — расчет диаметра трубы при известной мощности перекачивающего насоса. Меньше диаметр — ниже производительность. Больше диаметр — насос не справится с работой, станет «захлебываться», что опять же приведет к снижению производительности.
Опыта по строительству нефтепроводов не было не только в России, но и в мире. Здесь-то и помогла хорошая математическая подготовка, полученная
В конце 1878 года был введен в строй 10-километровый нефтепровод, который окупился в течение года. Компания братьев Нобелей отказалась от перевозки нефти в бочках, на гужевых повозках. Тут же оказалось, что нефтепровод необходимо охранять, потому что его несколько раз пытались разрушить и поджечь те, кто благодаря техническому прогрессу, лишились заработка.
Прокладка нефтепроводов в Баку продолжалась. Вскоре Шухов и Бари строят следующий нефтепровод по заказу
В последующие три года
В. Г. Шухов был, пожалуй, первым из русских инженеров, который, можно сказать, монетизировал свою отличное математическое образование. Он стал основателем нового раздела гидравлики — гидравлики нефти. В своих статьях 1884 года Шухов привёл математические формулы, точно описывающие процессы протекания по трубопроводам вязкой нефти и еще более вязкого мазута. Тем самым была создана классическая теория нефтепроводов.
В конце XIX-го, в начале XX-го века срок между разработкой теории и получением из нее практических результатов драматически сократился.
Работая в Баку, Владимир Шухов также рассчитал и построил первые в мире цилиндрические резервуары-нефтехранилища. До этого для хранения нефти чаще всего рыли в земле ямы или бассейны под открытым небом. Шухов предложил «сворачивать» резервуары из стальных листов. С помощью математических расчетов была определена высота резервуара и толщина его стен. Эти расчеты позволили использовать для нефтехранилищ более тонкий металл, а в верхней части, где давление нефти на стенки становилось ниже, появилась возможность дополнительно сократить их толщину.
Основные математические принципы расчетов нефтяных резервуаров Шухов опубликовал в 1883 году. Методика расчетов, которые
Нефть прочно «держала»
Это был первый в мире способ промышленного производства бензина и керосина. Спрос на эти продукты перегонки нефти в конце XIX века неудержимо рос. По дорогам уже начали бегать автомобили. А чем поить этих перспективных детишек?
Ох, Тюфелеву рощу пока можно вычеркивать...