Перейти к предыдущей части статьи
Итак, молодому амбициозному режиссёру перевалило за тридцать — пришло время заявить о себе миру. В 1998 году Саймон Пегг и Джессика Хайнс пригласили Райта на пост режиссёра сериала «Долбанутые», просуществовавшего два сезона. На съёмках укрепилась связь между режиссёром и Саймоном Пеггом, на пару с которым впоследствии они задумали трилогию «Кровь и мороженое». Спустя пару лет в свет вышел первый фильм этой отбитой серии.
Успех настал. В 2004 году состоялась премьера фильма «Зомби по имени Шон». Картина стала первой гениальной работой Эдгара Райта. В ней отразились все черты его стиля.
Сюжет фильма развивается вокруг Шона — неудачника, работающего продавцом в магазине электротехники. У Шона есть друг — Эд, который тянет его на дно, и есть девушка — Лиз, которая пытается Шона со дна поднять.
Первые 25 минут фильма — экспозиция, по ходу которой зрителя вводят в курс дела, знакомят с окружением главного героя, а также задают основные сюжетные и психологические мотивы. Спустя полчаса хронометража мир, наконец, охватывает эпидемия зомби-вируса и сюжет, в принципе, заканчивается.
Дальнейшее повествование можно описать одним словом — выживание. Именно этим герои и занимаются на протяжении оставшегося времени. Едут сначала в одно место, потом в другое, убивают зомби и в итоге приходят в паб «Винчестер», где фильм и заканчивается.
Но наш рассказ лишь на середине. Дело в том, что стиль Райта не подразумевает замысловатый сюжет, глубокие душевные перипетии героев и «вечный» посыл. Кино этого режиссёра — развлекательное, поэтому его цель — забавлять. И с этим «Зомби по имени Шон» справляется как нельзя лучше.
В основе юмора Эдгара Райта лежит визуальная игра со зрителем. Это проявляется, например, в насыщении заднего плана. Зритель привык, что всё самое важное происходит прямо перед ним,
Таким образом, например, показан один из главных сюжетных этапов фильмов про зомби — распространение эпидемии. Высшим пилотажем насыщения заднего плана являются сцены утреннего похода Шона в магазин, дублирующие друг друга. Если просмотреть их друг за другом, можно обнаружить не меньше десятка взаимодополняющих деталей, таких как человек, протирающий ветровое стекло, или калитка, с которой начинаются и заканчиваются обе сцены.
Принцип «показывай, а не рассказывай» — один из главных элементов стиля Райта. Но и его режиссёр модернизировал — привёл к виду «рассказывай и показывай». В той же сцене утреннего похода Шона в магазин герой говорит пареньку, зарядившему в него мячом, следующую фразу: «Увижу тебя ещё раз — ты труп!» Ничего особенного, дежурная угроза, не подразумевающая ничего страшного. Однако через двадцать минут хронометража зрителю показывают парня второй раз, и он… зомби,
Чеховское ружьё — деталь, возникающая в одном эпизоде и получающая развитие в последующем. Эдгар Райт — один из «гениев» чеховского ружья, оперирующий им настолько мастерски, насколько это возможно. Примером эталонного чеховского ружья является глупая приятельская шутка Эда, появляющаяся в повествовании два раза — в начале и в конце. Если при первом упоминании шутка максимум вызовет улыбку, то во второй раз заставит и посмеяться, и погрустить.
Анализировать «Зомби по имени Шон» можно до бесконечности. Фильм переполнен «чеховскими ружьями», отсылками к поп-культуре, интересными визуальными и повествовательными элементами и много чем ещё. Это поистине глубочайшее авторское произведение, но в то же время оно доступно каждому. «Зомби по имени Шон» можно смотреть, не вникая в суть происходящего, ведь даже так фильм развлекает и вызывает интерес. Актёры отрабатывают каждый цент своего гонорара, кровь и спецэффекты не режут глаз даже спустя 15 лет после премьеры.
Бюджет фильма «Зомби по имени Шон» окупился 7,5 раз. Картина заслужила множество наград, в том числе премию «Брэма Стокера» и «Сатурн». Но главное, первая часть трилогии «Корнетто трёх вкусов» принесла режиссёру мировую известность и обратила на него внимание больших киностудий. Фигурально выражаясь, на следующий день после премьеры Эдгар Райт проснулся знаменитым.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...