«Стандартная» железнодорожная колея
Первая в мире железная дорога на паровой тяге была построена в Англии отцом и сыном Стефенсонами в 1825 г. Ширина её колеи составляла 1435 мм (56,5 дюймов). Неизвестно, почему был выбран именно такой размер, но эта колея стала основной для железных дорог мира и получила название «стандартная колея», или «колея Стефенсона».
Сегодня «стандартную» колею используют 60% ширококолейных железных дорог мира. В бывших республиках СССР, Финляндии и Монголии принята ширина колеи 1520 мм.
Свои размеры ширины колеи используются в некоторых странах Азии, Африки и Латинской Америки, но имеется тенденция к их переходу на «стандартную» колею.
Железнодорожная колея в Российской империи
Российская империя является одной из первых стран, где появилась железная дорога на паровой тяге. Она была построена на Урале отцом и сыном Черепановыми для перевозки руды из карьера к металлургическому заводу. Но этот почин не получил развития, в отличие от истории железных дорог в развитых западных странах, где очень быстро создавалась сеть железнодорожных путей для перевозки грузов и пассажиров.
В середине XIX в. в Российской империи существовали всего три железные дороги, все они имели разную ширину колеи. Самая новая из них — Николаевская (между Петербургом и Москвой) — строилась при участии американских консультантов и имела ширину колеи 1524 мм, что соответствует ровно 5 футам или 60 дюймам.
Такая колея в то время применялась на некоторых железных дорогах Англии и была популярна в южных американских штатах. Этот размер стал стандартным для России, но со временем перестал применяться в Англии и США в результате унификации под «колею Стефенсона».
С конца 1960-х годов в СССР стандарт ширины колеи был заменён на 1520 мм. Уменьшение на 4 мм произошло без замены ширины колёсных пар вагонов и локомотивов.
Технические трудности и их решение
Отличие советской ширины колеи от европейской создаёт понятные технические трудности для общеевропейского железнодорожного сообщения. Но это обстоятельство сыграло положительную роль во время Первой и Второй мировых войн, создавая транспортный барьер на границе СССР, затруднивший снабжение наступающих немецких войск.
Но существуют ли отработанные способы решения этой проблемы, которые позволяют не пересаживать пассажиров в другой поезд, а продолжать движение тех же вагонов? Оказывается, такие способы есть и их несколько:
1. Двойная, или совмещённая, колея. Предусматривает наличие четырёх расположенных рядом рельсов, формирующих две разные колеи.
Такая колея позволяет использовать составы с разными колёсными парами. Её преимущество в том, что она не требует никакой подготовки вагонов, но поезд по ней может следовать только до того пункта, где кончается «его» колея.
2. Замена колёсных пар, точнее, тележек вагонов. Самый радикальный способ, который давно широко применяется при пересечении границы. Замена тележек вагонов пассажирского поезда занимает несколько часов.
3. Вагоны с переменной шириной колеи или раздвижными колёсными парами. Сегодня существуют вагоны, которые способны менять расстояние между колёсами каждой колёсной пары. Такая трансформация происходит при прохождении поездом специально оборудованного переходного участка прямо на ходу со скоростью около 15 км/ч. Безусловно, это самый приятный и самый перспективный способ.
Ширина советской железнодорожной колеи досталась по наследству от Российской империи, где она была выбрана из двух основных вариантов, существовавших в Англии и США.
В позднесоветский период ширина колеи была уменьшена на 4 мм и составляет 1520 мм.
По общей протяжённости железных дорог «русская» колея 1524/1520 мм сегодня занимает второе место после «стандартной» колеи в 1435 мм.
Ребята. вы верите в эти фото?. 1520 - 1435 =85 мм. Поделив пополам, как зазоры между внутренними краями рельсов получим 42,5 мм. А на снимке. Да там, по крайней мере сантиметров 20. И анекдот с текстом - и на хрена больше не проходит.
(19 век. Строительство первой железной дороги. К Александру I приходят
подрядчики и спрашивают: "Ваше Величество! Железнодорожную колею как
делать - как в Европе или шире?" "На хрен шире?!" - ответствовал царь.
С тех пор в России железнодорожная колея шире чем в Европе на 14 см.)
Все таки не 14, а 8,5 см, вряд ли у государя был такой член.
0 Ответить
Александр Катуров, не нужно ничего вычитать и делить: посмотрите внимательнее обозначения на фото - более узкая колея не расположена внутри более широкой.
0 Ответить
Ширина колеи - это ширина грузовой фуры на конной тяге. Ещё древние римляне строили дороги, рассчитывая их ширину так, чтобы две повозки свободно разъехались.
0 Ответить
Дмитрий Пороховский, есть такое мнение. Те, кому ЖД-колея кажется узкой (ссылка на статейку по этому вопросу), говорят, что в XXI в. мы пользуемся колеёй шириной в "две лошадиные задницы" .
0 Ответить
История без датировки событий?
0 Ответить
Вообще-то, "братья Черепановы" были отцом и сыном. Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович, ага.
2 Ответить
Владимир Анакойхер, исправлено. Большое спасибо за замечание.
0 Ответить
Сменить тележки у целого состава! Это очень долго и очень неудобно. То, что изобрели вагоны с переменной шириной между колёсными парами - это несомненный прогресс.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Магдалина Гросс, да, это неудобно. Изменение ширины колёсной пары экономит много времени (это происходит почти мгновенно по сравнению с заменой тележек). Но я не уверен, что эта система дешевле. Во всяком случае, в настоящее время.
0 Ответить