Первыми мореплавателями были австронезийцы. Как видно из схемы, на своих легких суденышках они начали покорять безлюдные острова Индийского и Тихого океанов еще за 2000 лет до нашей эры.
Надо признаться, специально грузы они еще не возили — просто перебирались с острова на остров со своими семьями и имуществом, так что их легкие лодочки можно уже считать первыми судами для грузопассажирских перевозок.
В эпоху античности первыми мореходами были финикийцы. Египтяне, научившиеся строить корабли задолго до них, регулярно осуществляли только речные перевозки (про путешествие Баурджеда, о котором столь популярно написал Иван Ефремов, говорить не стоит, ибо оно было уникально — вроде бы плавали, но только один раз, регулярных перевозок не было). Так что в мореплавании финикийцы были первыми. Они плавали по всему Средиземному морю, торговали со всеми, кто жил на его берегах. Более того — они через Геркулесовы столбы выплывали даже в Атлантику и доплывали до Оловянных островов (будущей Великобритании) и янтарных берегов Балтики.
Вслед за финикийцами по морям начали ходить греки, распространив свои колонии по всему Средиземному морю и по большей части Черного моря.
Затем хозяевами Средиземного моря стали римляне. Сами римляне не были морским народом, но перевозки товара по морю они отладили на отлично. Египетское и африканское зерно, восточные специи и сладости из Азии, олово из Британии, вина из Испании и Галлии — все это встречалось в Риме. Недаром тогда говорили, «все дороги ведут в Рим». Туда вели и морские дороги.
Гибель античных цивилизаций остановила и морскую торговлю. Много сот лет по морям ходили только «пенители моря», драккары, корабли цивилизации морских разбойников. Их до некоторой степени тоже можно назвать грузопассажирскими судами Средневековья: их задачей было довезти дружину викингов до чужих берегов, после сражения и ограбления селений и городов побежденного врага взять на борт все награбленное, вещи и рабов — и уплыть в родной фьорд хозяина драккара.
В конце Средних веков по Балтике и другим морям, омывающим берега Европы, начали ходить корабли Ганзы — купеческого союза нескольких прибрежных городов. Ганзейские купцы плавали вдоль берегов, заходили в гавани многих городов и торговали разными предметами.
Расцвет морской торговли начался в XIV веке. Португалия и Испания плавали уже не вдоль берегов, а напрямик — у них появились новые приборы, позволявшие определить местоположение судна. Мореплаватели начали составлять карты, которые вместе с приборами помогали определить свое местоположение в море.
Флоты начали строить и другие европейские страны — голландцы, англичане, французы. Оказалось, что можно очень дешево купить много разных «колониальных» товаров, потом перевезти их в Европу, а тут выгодно и дорого продать. Пряности, ковры, фарфор, предметы роскоши и множество других вещей…
А в XIX веке появились первые пароходы, которым было суждено потеснить парусники на маршрутах перевозки товаров. В наше время морские перевозки — сугубо коммерческое предприятие, морская романтика почти изгнана из этого бизнеса. И занимаются этим всего несколько типов морских грузовых судов, о которых поговорим дальше.
георгий рудик, Годунов строил крепости по границам и прочие проекты начинал. Можно узнать подробнее.