Считается, что первым в истории изобретения парашюта был Леонардо да Винчи. В его рукописи, датируемой 1485 годом, описано устройство для безопасного спуска человека с большой высоты. Для этого Леонардо предложил использовать квадратную палатку из накрахмаленного полотна размерами 12×12 локтей. Подсчитав возможности такого устройства, наши современники подтвердили, что такая «палатка» вполне способна обезопасить спуск человека с большой высоты.
Первым опробовал такой способ спуска один французский преступник по фамилии Лавен. В 20-х гг. XVII века он сшил такой шатер из простыней, после чего выпрыгнул с ним из тюремного окна. Выпрыгнул и не разбился, обретя свободу.
Уже в XVIII веке, в 1777 году, произошло испытание другого «летательного устройства», а именно — «летающего плаща», изобретенного профессором Фонтажем. Испытывали устройство на приговоренном к смерти преступнике, Жане Думье. Ему было предложено спрыгнуть с крыши в таком плаще и, в случае успеха, было обещано помилование. Он спрыгнул, остался жив и был помилован.
Появление монгольфьеров дало новый импульс активности изобретателей парашютов. 22 октября 1797 года француз Гарнерен совершил прыжок с воздушного шара специальной конструкции с высоты около полукилометра. Парашют очень сильно мотало из стороны в сторону, но он замедлил падение и испытатель не разбился, а лишь повредил при приземлении ногу.
Развитие самолетостроения сделало изобретение компактного парашюта совершенно необходимым. В 1912 году такой парашют изобрел русский инженер Котельников. Усовершенствовав свое изобретение в 20-е годы, он подарил его Советскому государству.
В наше время изобретено много видов различных парашютов, но почти все они складные.
Если делить парашюты по назначению, то они делятся на:
- парашюты для людей;
- грузовые парашюты;
- тормозные парашюты;
- парашюты космических аппаратов.
Парашюты для людей бывают спасательными, десантными или спортивными. По форме они бывают как круглые, так и прямоугольные (в форме крыла). Применяются в случае аварий самолетов, для прыжков с парашютом или при десантировании. В зависимости от цели выбирается форма.
Спасательные парашюты обычно круглые, они проще в применении, хотя хуже в управлении.
Десантные парашюты — круглые, но в них заложена возможность некоторого управления при спуске.
Спортивные парашюты в последнее время выпускают в форме крыла (парафойл), так как на соревнованиях необходимо довольно точно управлять парашютом.
Источник видео: РКН: сайт нарушает законодательство РФ
Грузовые парашюты бывают очень разными, некоторые из них скорее надо назвать парашютными системами — на таких десантируют тяжелую технику. Система парашютов обеспечивает автомобилю, танку или боевой машине десанта правильную ориентацию в пространстве, в паре метров над поверхностью земли срабатывает пороховая тормозная система, чей импульс позволяет резко уменьшить скорость объекта при касании земли.
Источник видео: РКН: сайт нарушает законодательство РФ
Хотя в последнее время используется другая методика торможения десантируемой техники — система посадки с баллонами. Под тяжелой техникой находятся несколько надутых воздухом баллонов, при ударе о землю они выпускают воздух, что позволяет смягчить удар.
Тормозные парашюты. Служат для быстрого торможения объекта, например, самолета или космического челнока, когда скорость его велика, а затормозить надо достаточно быстро.
Парашюты космических аппаратов — это вообще особая статья. Парашюты для спуска на Землю корабля «Союз» делятся на предварительные (вытяжной и тормозной) и основные. Основные очень похожи на обычные грузовые парашюты, открывают их на высоте 9−11 км, чтобы окончательно замедлить падение, а до них еще на сверхзвуковой скорости выпускается сначала вытяжной, а потом тормозной парашют. Тормозной парашют сделан из проницаемой для потоков воздуха ткани — на сверхзвуке динамика обтекания воздухом объектов не такая, как на дозвуковых скоростях, с учетом этого и делается специальный тормозной парашют.
При спуске космических аппаратов на планеты с атмосферой тоже применяются парашюты, но каждый раз особенные. При спуске, скажем, на Титан или Марс парашют должен быть изготовлен из ткани, не теряющей своих свойств как при сильном переохлаждении, так и при нагревании. При спуске на Венеру парашют обязан выдерживать экстремально высокие температуры в несколько сот градусов.
Если делить парашюты по форме, то они бывают:
- круглыми;
- в форме крыла (крыло Рогалло, парафойл);
- ленточные;
- баллюты.
Круглые парашюты. Такими были самые первые парашюты. С такими же спасались пилоты самолетов во время Второй мировой. Очень долго они были и спасательными, и спортивными, пока не придумали парашюты в форме крыла, которые в наше время активно применяют в спорте и для разных развлечений (параплан, парасейлинг…)
Парашют-крыло (парафойл) используется в наше время очень широко. И как спортивный управляемый парашют в соревнованиях на точность приземления, и как тренировочный парашют, и как летающее крыло для парапланов, и в качестве аттракционов для катания туристов (парасейлинг, который широко распространен на морских курортах).
Баллюты. Название появилось в английском языке при объединении двух слов — balloon + parachute (воздушный шар и парашют). Набегающий воздух через специальные обратные клапана надувает оболочку, которая ориентирует сброшенный с самолета предмет, чтобы летел баллютом назад.
Вот такие существуют парашюты. Они способны помочь безопасно приземлиться при падении с большой высоты и человеку, и танку, и спускаемому космическом аппарату.
Я не раз наблюдал замедленное опускание семечка клёна за счёт авторотации одним крылышком размером как у стрекозы. Семечко и крыло вращаются около общего центра тяжести. Всё идеально просчитано и повторить для человека такой замедлитель снижения вряд ли возможно. Оценка : 5 + !
0 Ответить