Пионером пассажирских авиаперевозок является Санкт-Петербург. В 1912 году начались коммерческие полеты из Санкт-Петербурга (США) в Тампу (США), расстояние между аэродромами составляло 20 миль.
В 1919 году в Германии начались пассажирские перевозки из Берлина в Гамбург и в Веймар, а компания Lufthansa появилась в 1924 году.
В СССР 1 мая 1922 года компания «Дерулюфт» (Русско-германское общество воздушных сообщений, или Deutsch-Russische Luftverkehrs A.G.) начала пассажирские перевозки по маршруту Москва-Смоленск-Каунас-Кенигсберг на немецких самолетах «Дорнье-Меркур», вмещавших 8 пассажиров.
Шло время, пассажирские самолеты становились все быстрее, количество пассажиров росло. ТУ-154, созданный в 1960-е годы, перевозил 180 человек.
В США уже в 1969 году фирма Боинг создала широкофюзеляжный самолет В-747, выпускаемый до нашего времени, причем модель этого самолета Boeing 747−600X имеет вместимость до 800 пассажиров (притом что израильский В-747 24 мая 1991 во время операции «Соломон» вывез за один полет 1122 пассажира).
Вместимость европейского гиганта А-380 — до 853 пассажиров. При этом совсем недавно развитие пассажирской авиации виделось как переход на супер-джамбо-джеты, самолеты, перевозящие тысячи пассажиров.
Мне довелось читать аналитические материалы, где предсказывалось появление в скором времени «беспосадочных» лайнеров, которые будут месяцами и годами летать по наиболее активным воздушным трассам, а пассажиров и горючее им будут подвозить специальные самолеты — стыковочные модули. Подлетел, пристыковался, пассажиры вышли в основной салон, горючее перекачали, подтянулись и расселись пассажиры, готовые к приземлению в данном пункте трассы — и модуль отчалил, а гигант летит дальше.
А в последнее время на рынке пассажирских авиаперевозок оказались востребованными не супер-джамбо с тысячами пассажиров, а более скромные лайнеры, способные перевезти 300−400 пассажиров.
Более того, фирмы-производители сверхбольших пассажирских самолетов заявили о скором прекращении выпуска четырехмоторных самолетов-гигантов. Например, Боинг сообщил, что в 2022 году прекращает выпуск Б-747, а Airbus решил прекратить в 2021 году производство своего А-380. Почему?
Эпидемия коронавируса только ускорила этот процесс, заказчики уже начали отказываться от покупки новых самолетов-гигантов, их эксплуатация стоит слишком дорого, а количество пассажиров на сверхдлинных линиях уменьшается.
Фирма Emirates, крупнейший заказчик А-380, постепенно уменьшает количество суперлайнеров на своих трассах. А British Airways заявила о прекращении эксплуатации тридцати одного Б-747, обладателем которых она является. Уж слишком дорого обходится их эксплуатация и обслуживание.
Вместо гигантских джамбо-джетов на линии выходят двухмоторные самолеты, которые выпускают те же фирмы, Боинг и Airbus, они дешевле в эксплуатации и соответствуют пассажиропотоку нашего времени. Экономика в очередной раз победила гигантоманию и особенное понимание престижа фирмы.
Авиаперевозчикам оказались не нужны «двухэтажные широкофюзеляжные дальнемагистральные авиалайнеры повышенной вместимости». Машины такого типа создавали потому, что была политика развития авиаперевозок по пути создания авиахабов, огромных узлов, к которым пассажиров подвозят небольшие лайнеры, с тем, чтобы на огромные расстояния большие массы пассажиров перевозили самолеты-гиганты типа А-380 и Б-747.
Однако пассажиры своими деньгами проголосовали против такой политики — ведь люди предпочитают, где только возможно, летать напрямую, без пересадок в хабах и без потерь времени.
Осознав и приняв это, фирмы-перевозчики стали покупать преимущественно не очень большие средне- и дальнемагистральные лайнеры на 300−400 пассажиров. Их вместимость достаточна для обеспечения перевозок, а цена эксплуатации и обслуживания намного ниже, чем у четырехмоторных самолетов-гигантов.
На смену А-380 приходит А-350 XWB (Extra Wide Body) — двухмоторный широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет, вместимостью от 250 до 550 пассажиров (в зависимости от модификации и классности салона). Его эксплуатация обходится много дешевле, а обслуживание пассажиров при этом остается столь же хорошим.
А у Боинга, похоже, начинаются сложные времена — они прекращают производство Б-747. Но и прочие их машины, Б-767, Б-777 и самая массовая — Б-737, теряют покупателей из-за той обстановки, которая установилась на сборке и сопровождении этих самолетов, когда из-за самоуверенности высшего руководящего состава компании резко упала культура производства и проектирования новых модификаций самолетов. И когда проектирование изменений стремились как можно сильнее удешевить, не думая о надежности этих когда-то великолепных самолетов — нельзя было такого делать.
Как будут развивать авиаперевозки дальше? Будут создаваться новые авиадвигатели, потребляющие меньше топлива, менее шумные. На базе этих двигателей и новых материалов будут создаваться новые самолеты, перевозящие несколько сот пассажиров. Будут строиться новые аэропорты и совершенствоваться старые — ведь авиаперелеты позволяют приблизить далекие континенты. В общем, поживем — увидим.
В своё время безопасным лайнером считался ИЛ-86. Мне приходилось летать на нём несколько раз. Он действительно огромный. Но чувствуешь себя в нём очень комфортно. Даже воздушные ямы ощущаются в нём не так сильно, как в других, более "лёгких" самолётах.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
За мечту-пятёрку.
Как инженеру-... сами понимаете.
Летательный аппарат в первую очередь зависит от техобслуживания, это главное для безопасности перевозок
О каких стыковочных рейсах и доставках на «сателлит» может быть речь?
А количество пассажиров?
Так при проектировании закладывается этот основной количественный компонент-в ТЭО, технико-экономическое обоснование данного проекта.
Оценка статьи: 5
1 Ответить