• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Максим Мищенко Грандмастер

Как в конструкторском бюро Туполева создавали реактивные самолёты?

К окончанию Второй мировой войны гитлеровская Германия располагала реактивными военными самолётами. Как мы теперь знаем, это мало помогло фашистам. Ясное дело, образцы реактивной техники попали в руки союзников. Тут стало понятным, что теперь в самолётостроении следует двигаться в новом направлении.

Конструкторское бюро Туполева в Москве Фото: ru.wikipedia.org

Известно, что в СССР реактивные самолёты построили довольно быстро. Осенью 1946 года в небо нашей страны поднялись реактивные истребители МИГ-9 и ЛА-15. А вот реактивный Ту-12 поднялся в небо летом 1947 года.

Во время войны конструкторское бюро под руководством Андрея Николаевича Туполева создало прекрасный пикирующий бомбардировщик Ту-2.

Полёт на планёре студента ИМТУ Андрея Туполева, 1910 г.
Полёт на планёре студента ИМТУ Андрея Туполева, 1910 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Его характеристики были такими:

  • полный вес — 10380 кг;
  • скорость — 635 км/ч;
  • дальность полёта — 2500 км.

Для своего времени это была отличная боевая машина.

И вот специалисты под руководством Туполева решили сэкономить время и силы, поэтому взялись за создание реактивного самолёта не с чистого листа, а используя Ту-2 в качестве основы.

В целом, новый экспериментальный реактивный бомбардировщик Ту-12 был похож на своего предшественника Ту-2. В Ту-12 были новыми кабина лётчика, шасси с носовым колесом, ну и, разумеется, мотогондолы под новые реактивные двигатели.

Ту-12
Ту-12
Фото: airwar.ru

Характеристики Ту-12, первого реактивного самолёта команды Андрея Николаевича были такими:

  • полный вес — 10500 кг;
  • скорость — 780 км/ч;
  • дальность полёта — 2000 км;
  • экипаж — 3 человека.

Хотя скорость у Ту-12 по сравнению с Ту-2 выросла более чем на сто километров, генеральный конструктор был этим не очень доволен. Он понимал, что в данном варианте исполнения увеличивать скорость самолёта, а уж тем более, приблизиться к скорости звука, будет проблематичным. И тогда начались расчёты первого советского реактивного самолёта со стреловидным крылом. Тем более что новые реактивные двигатели очень явно к этому подталкивали.

Известные аэродинамики Советского Союза — Христианович и Струминский — подключились к работе, и она увенчалась успехом.

Ту-82
Ту-82
Фото: ru.wikipedia.org
  • В феврале 1949 года в воздух поднялся реактивный бомбардировщик Ту-82. Первый же полёт показал прекрасные результаты — машина достигла скорости 934 км/ч.

Однако конструкторы решили, что останавливаться на достигнутом незачем и дождались нового советского двигателя АМ-03. Этот агрегат был весьма мощным, и теперь можно было решить ещё одну важную правительственную задачу.

Дело в том, что поршневые самолёты стремительно устаревали. Поэтому руководство страны поручило туполевцам создать тяжёлый бомбардировщик для дальней авиации. Как раз для того, чтобы модернизировать существующий парк военной техники. Тут и пригодился новый двигатель.

Ту-16
Ту-16
Фото: ru.wikipedia.org

После нескольких лет кропотливой работы под руководством Андрея Николаевича спроектировали и построили Ту-16 — скоростной реактивный дальний бомбардировщик. Его характеристики:

  • дальность полёта — 5700 км;
  • скорость — 1000 км/ч;
  • полный вес — 72000 кг;
  • экипаж — 6 человек.

После многих месяцев успешной эксплуатации самолёта Ту-16 Туполев с единомышленниками решил сделать его гражданскую версию. То есть — комфортный реактивный пассажирский авиалайнер.

В 1955 году появляется первый в мире реактивный пассажирский самолёт Ту-104. Скорость его составляла 950 км, дальность полёта — 3500 км. Пассажиров на борт он мог принять до 115 человек. То есть в мире появился скоростной пассажирский самолёт, способный летать на короткие и средние расстояния.

Ту-104
Ту-104
Фото: ru.wikipedia.org

Но Андрею Николаевичу не хотелось останавливаться и на этом. Он понимал, что раз растут скорости, следовательно, должны расти и расстояния.

И вот в 1957 году миру был представлен сверхдальний реактивный пассажирский самолёт Ту-114. Он брал на борт до 200 человек! А ещё довольно много груза, ведь полный вес нового самолёта составлял 170 000 кг. Дальность его полёта по тем временам была впечатляющей — до 9000 км!

Ту-114
Ту-114
Фото: ru.wikipedia.org

Благодаря Ту-114 удалось связать СССР с США, Индией, Китаем, Японией и даже Австралией.

Так что у наших современных авиаконструкторов весьма неплохая школа. Надо лишь не забывать об этом.

Статья опубликована в выпуске 8.06.2021

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: