Первое время, как известно, в нём использовался в качестве топлива светильный газ. Последний научились получать в лабораториях и мастерских, тем самым увеличив количество новых двигателей. Однако газ был топливом капризным в плане его получения и безопасного хранения. По этой причине доработки нового двигателя продолжалась.
И вот в 1885 году немецкий инженер Готлиб Даймлер патентует новый двигатель внутреннего сгорания на бензине. Чтобы убедить скептиков в работоспособности своего детища, Даймлер в этом же году устанавливает свой агрегат на повозку и начинает передвигаться на ней по городским улицам. Ну, а после этого осязаемого успеха он находит заинтересованных лиц в производстве и продаже своего изобретения.
А в 1890 году наш герой основывает «Акционерное общество двигателей Даймлера» и готовится получать огромные дивиденды от этого предприятия.
Поначалу дела Даймлера складываются прекрасно в финансовом отношении. А затем в 1893 году появляется брошюра не очень известного на тот момент конструктора Рудольфа Дизеля с названием «Теория и конструкция рационального теплового двигателя, призванного заменить паровую машину и другие существующие в настоящее время двигатели».
То есть автор научной работы, ни много ни мало, решил списать «в утиль» как паровые двигатели, так и только что появившиеся бензиновые агрегаты!
Следует заметить, что Дизель был не каким-то прожектёром, а вполне хорошим конструктором. Иначе кто бы ему выдал в 1892 году патент на двигатель собственной конструкции?
В общем, Рудольф в своей научной работе описал новый двигатель, который, по его замыслу, должен стать более экономичной машиной с весьма большим коэффициентом полезного действия.
А самое главное: по расчётам немецкого конструктора его новый двигатель мог использовать в качестве топлива бензин, керосин, сырую нефть и даже угольную пыль!
Это последнее обстоятельство и смогло заинтересовать немецкого промышленника Круппа, который, как известно, занимался также добычей каменного угля в Германии. Кроме Круппа, идеями Дизеля увлёкся и директор Аугсбургского машиностроительного завода.
Эти два вышеупомянутых господина решили проинвестировать в идеи Дизеля. При этом, разумеется, был заключён договор, согласно которому два немецких магната получали все права на патент Дизеля.
Инженер получил деньги и тут же приступил к опытно-конструкторским работам. Вскоре выяснилось, что угольную пыль в качестве топлива использовать совсем нецелесообразно. Затем Дизель установил, что не может создать высокой степени сжатия в рабочих цилиндрах своего детища. То есть его теоретические выкладки оказались не совсем верными.
Впрочем, он создал к 1898 году вполне работоспособный и перспективный агрегат, да ещё и с прекрасными на тот момент показателями. Ведь 34% энергии топлива в двигателе превращалось в полезную работу! В то время такой коэффициент полезного действия многим казался запредельным.
Многим — но не всем. Когда выяснилось, что богатая углём Германия не сможет использовать угольную пыль в новом типе двигателя, среди немецких промышленников началась форменная дискредитация детища Дизеля.
В этой ситуации всё правильно рассчитал богатый промышленник Нобель, владевший значительными производствами по добыче и переработке нефти в Российской империи. За баснословную по тем временам сумму — 500 000 рублей золотом — он покупает у Дизеля право на постройку его двигателей.
Известно, что в 1899 году рабочие завода «Людвиг Нобель» в Петербурге создали дизельный двигатель по технической документации из Германии. Интересно, что скоро этот завод был переименован в «Русский дизель», и некоторые граждане полагали, что такой тип двигателя был придуман именно в России.
И это казалось вполне оправданным, ведь в России дизельные двигатели устанавливали на пароходы, а затем и на подводные лодки. Более того, у нас в стране создали реверсивные дизельные двигатели, то есть такие, которые изменяли направление вращения.
Ясное дело, что в нашей стране, богатой нефтью, двигатели немецкого конструктора пришлись, что называется, ко двору. А немцы продолжали делать ставку на уголь, которого у них всё ещё было много.
В 1908 году срок действия патентов Дизеля истёк, и теперь его двигатели начали, что называется, победное шествие по миру. Особенно актуальными агрегаты талантливого германского конструктора были в нефтеносных странах.
Конечно, благодаря своему детищу изобретатель стал миллионером. Однако было у него много недоброжелателей, причём в среде промышленников. Последние не желали расставаться с паровыми двигателями и механизмами, понимая, что новые машины Дизеля кое-кого из них заставят сильно обеднеть.
Против Дизеля выдвигались всякие судебные иски, клеветнические измышления, ложные свидетельства. Всё это сильно отражалось на здоровье инженера.
И ушёл он из жизни в 1913 году, в возрасте 55 лет. Сел на пароход в Антверпене и отправился в Англию. Но на берег туманного Альбиона так и не сошёл…
Помню, в той самой ненавистной больнице на Вавилова в первый день меня вызвали к врачихе. Я ей в том числе рассказал, что дизельный двигатель считается более экономичным и экологичным. А она с раздражением отмахнулась от меня: "Что ты говоришь - дизель пыхтит-дымит!" Впрочем, я быстро убедился, что врачиха - полный пенёк. А что она понаписала в выписном эпикризе! Хотя я всё это не сам выдумал, а прочёл в книгах или увидел в кино - между прочим, в фильмах из золотого фонда мирового кинематографа.
0 Ответить
Лавры таких, как Дизель и мне не дают покоЮ. Мне всё не ймётся "исказить пейзаж" фирме Жиллет.Современные б/бритвы не срезают волос, а срубают, как топором. Даже блок лезвий ничего не меняет в принципе. "По всему, по этому"(С) предлагается придать мини-микро-колебания вдоль режущей кромки лезвия, дескать, и тогда лезвие будет именно срезать волос, как ручная коса стебель травы. Сорри за токсичный офтоп. Дизель - образец изобретателя и инженера "в одном флаконе". И какими пигмеями остались в истории техники его завистники и зубоскалы. Статья безупречная по форме и содержанию. Оценка: 5
0 Ответить