Из методов за анонимизацию и «борьбы против камер» известны такие. С помощью библиотеки OpenCV и скриптов на Java и Processing подбирались варианты причесок и макияжа, затрудняющие работу алгоритмов распознавания лиц. Еще 6−8 лет назад это могло помочь, теперь же в условиях усовершенствованного ПО контрастные линии и пятна, создающие «ложные цели», не обманывают алгоритмы.
Макияж
Парик и даже самый экстравагантный макияж на манер параллельных черных и белых полос, «укрупненного» размера «пикселей» — квадратов и прямоугольников, адаптированный на лицо рисунок спортивного «болельщика», традиционная этническая раскраска африканских племен, которым под силу обмануть камеры видеонаблюдения лет десять назад, давно не работает. Современные системы видеоконтроля распознают даже лица, на которые была нанесена боевая индейская раскраска, а также те, что наполовину закрыты маской.
Чередование широких черных и белых полос, визуально «ломающих» изображение, что мешало корректному определению его размеров, челка, закрывающая глаза, и выдающиеся надбровные дуги, узор, нанесенный на скулы — не помогут. Макияж привлекает внимание и требует времени для его нанесения. Смена имиджа могла обмануть камеры наружного наблюдения, а этим арсенал правоохранителей отнюдь не исчерпывался.
Маски
Активисты неприкосновенности частной жизни выбирают маски с принтами, балаклавы и даже ортопедические маски для лица. Предполагалось, что при сравнении окраски вокруг глаз на «лицах» в системах, использующих метод Виолы-Джонса, цветная накладка с узором сбивает с толку систему. В итоге программа «думает», что вы — это не вы, а кто-то другой.
Маска с рисунком типа «хамелеон в городских джунглях», созданная на стыке высоких технологий и искусства с помощью принта человеческой головы, креативна, она удобна, но недостаточна из-за условно широких разрезов для области глаз и рта. Пример представлен на фото наголовной маски с принтом (автор с дочерью).
По той же причине недостаточно балаклавы, условно закрывающей половину лица, даже если на «максе» нанесен рисунок пиксельного принта лица министра внутренних дел ФРГ (2011−2013) Ганса-Петера Фридриха. Известный политик, занимавший министерский пост в Германии не только в области внутренних дел, запомнился немцам своей обоснованной позицией как сторонник ужесточения контроля над пользователями Интернета.
Для результативности «не обнаружения» лицо должно быть скрыто полностью. Кроме того, в некоторых странах предметы одежды, скрывающие лицо, находились вне закона до начала пандемии коронавируса.
Специальная одежда
Специальные элементы одежды с высокой отражающей способностью изначально придумали для известных людей — для защиты от папарацци. Такой материал изначально содержал тысячи сферических кусочков стекла, отражающих значительную часть видимого светового спектра при фотографировании объекта со вспышкой. В результате на фотографиях видна яркая одежда, а разглядеть, кто в ней, нельзя.
Модифицированная идея, возможно, даст защиту от видеокамер. Как пример такого материала — светоотражающий блистер для безопасности в условиях дорожного движения или даже рукавицы со светоотражающим эффектом.
Десять лет назад перспективным шагом в деанонимизации считалась одежда с изображением лиц известных людей. Ввиду усовершенствованных алгоритмов аналитической обработки информации в цифровом виде, сегодня, в 2023 году, при условии, что видеокамерой считана картинка лица, оба рассмотренных метода неэффективны.
Плащи, накидки, надвинутые на голову капюшоны, в том числе сделанные из материала, не пропускающего тепловое излучение, помогут защититься от видеокамер. Так можно частично укрыться даже от инфракрасных камер (например, тепловизор на охоте), но столь плотно «укрытый» человек в общественных местах привлекает к себе много внимания в сравнении с основной массой граждан. Такой метод хорош или при разовой акции, или в то время, когда все пользуются им. Ведь и раскрытый зонт защищает от видеокамер, особенно в движущейся массе на улице (толпа с зонтами — «сплошное покрытие»). Но человек, скрывающийся под зонтом в безоблачную погоду (кроме случаев защиты от солнечного удара), подозрителен априори. К нему, возможно, подойдут сотрудники охраны правопорядка и спросит «who is who».
Да, относительно надежный способ скрыть лицо — сочетание капюшона и больших очков. Лыжная маска, обмотанный вокруг головы шарф или даже пакет с дырками для глаз защищают от популярных систем видео-аналитики. С той же эффективностью они привлекают внимание других людей, особенно охранников и полиции.
Очки
Современные видеокамеры работают не только в видимом человеческому глазу спектре, но и в инфракрасном диапазоне. Они почти универсальны в условиях ограниченного освещения — в закрытых помещениях или темных переулках. Вот почему традиционные очки, покрытые светоотражающим материалом и даже оснащенные инфракрасными излучателями, с миниатюрными светодиодами и элементами питания — не панацея в игре за скрытность.
То же касается «светового камуфляжа». Эффект для маскировки лиц и «обхода камер» предполагался на основе того, что «ослепить» камеру видеонаблюдения можно включенными «вокруг лица» инфракрасными светодиодами (ИК-светодиоды). Экспериментаторы монтировали светодиоды по периметру головы, капюшона, и некоторых результатов удалось достигнуть, но только там и тогда, когда применяли старые видеокамеры, формирующие монохромное изображение. На картинке вместо лица человека было засвеченное пятно.
Таким образом, результативность сего метода зависит от того, какое оборудование экспериментатор намерен «обойти». В современных видеокамерах, применяемых в системах безопасности, предусмотрена функция HLC (High light compensation — компенсация яркой засветки). Технически и упрощенно происходит так. В автоматическом режиме «сканирования» рабочей зоны перед объективом отслеживается точка яркой засветки и делается повторный кадр с игнорированием данных от ячеек матрицы в том же месте.
Если речь идет о видеокамерах условно старого образца 10-летней давности, шансы обмануть их есть. В некритичных местах, обзоре придомовой территории, на дорогах второстепенного значения, в некоторых ТСЖ используют условно старое оборудование, экономя на его замене. Но в критичной инфраструктуре, в том числе в метро, за сменой оборудования следят ответственно, и там условный способ бесполезен.
Кроме того, в некоторых случаях ИК-светодиоды, вмонтированные в очки или расположенные вокруг лица (воротник, капюшон, шапка) не только не скрывают лицо, но и подсвечивают его, обеспечивая более четкую картинку. Ибо для «засветки лица», чего добивается условный экспериментатор, необходимо смотреть прямо в объектив камеры, а это не часто случается.
Одна из условных разновидностей метода «засветки» видеокамеры направленным точно на объектив луча портативного электронного квантового генератора (лазерной указки) и вовсе бесполезно. Светить «лазерным лучом» надо прямо в камеру, но для этого нужно четко попадать в объектив. Кроме того, современные видеокамеры, с учетом сказанного выше и защиты от сих простых методов влияния, оснащены системой цветовых фильтров перед объективом, поэтому ни «лазерный луч», ни принудительная ИК-подсветка вокруг лица объекта им не помеха.
Массивные очки с затемненными стеклами и специально подобранным паттерном негативно воздействуют на нейросеть, распознающую лица. К примеру, в 2015 году выпущены очки Privacy Visor с системой линз, отражающих, преломляющих и поглощающих свет. Такая технология не позволяет камере сфокусироваться, «размывает» область вокруг глаз, формируя электронное изображение намного ярче оригинала, по сути, превращая его в «пятно засветки» в области лица.
Были проведены эксперименты, их результаты есть в открытом доступе, уточнившие выводы: система успешно анализирует в цифровом виде изображение — определяет человека в солнцезащитных очках, но некорректно — с ошибками идентифицирует обладателя «новой модели». Однако сейчас алгоритмы опознавания видеоизображений преодолели и этот «защитный» механизм любителей анонимности.
Как известно, на каждое действие найдется противодействие. В наше время, чтобы надежно спрятаться от систем видеонаблюдения, сокрытия одного лишь лица недостаточно. Приверженцы персональной конспирации работают над созданием специальных съемных элементов одежды с интегрированными экранирующими материалами и мембранами. На одежду нашивается специальный капюшон, маскирующий лицо и не пропускающий тепло. На картинке от «тепловых радаров» объект будет похож на всадника без головы.
Но все эти способы очень условны. Успех всегда дает комплексное применение разных методов.
Лет 50 назад один поэт написал "...Опять он здесь. Я завтра явится Такие зрители - беда. Вам все на выставке не нравится Зачем Вы Ходите...