Слушаете ли вы классику, модную попсу или старый добрый рок, это неважно. Во всех случаях неплохо услышать музыку так, как если бы мы были на живом концерте. Именно это является целью хорошей аудиоаппаратуры. Но технологии в области аудио постоянно улучшаются и делают прослушивание музыки более качественным, функциональным, доступным. Короче говоря, появляется много причин пересмотреть свои привычки. Об этом и поговорим.
Уточню, что мы говорим именно о состоянии «прослушивания музыки», а не просто «фонового звучания». Хотя из-за нехватки времени одно и другое объединяется, то есть иногда это фон, а иногда нет. Отдельное же прослушивание музыки — уже не такое часто явление, но такие люди также есть.
Статья будет немного эмоциональной и, конечно, субъективной. Будет немного истории (с личными примерами). Цель — показать, как менялись технологии, меняя наши привычки. И к чему в итоге мы пришли сейчас.
Как мы слушаем сейчас: стриминговые сервисы и «фоновое звучание»
Сейчас можно быстро и недорого найти музыку любого исполнителя. Стриминговые сервисы уже привычная реальность. Смартфоны есть почти у всех. Если вы консерватор, то можете послушать это всё через ноутбук. Но при такой ситуации качество звучания или очень низкое, или это компромисс по качеству.
Это не то, что называется «слушать музыку», а «фоновое звучание». Музыка для работы, тренировок, любых занятий по дому. Но заодно именно так можно познакомиться с новой музыкой, найдя для этого время. А иногда просто вообще нет другого варианта её послушать.
Мы еще вернёмся к этому способу прослушивания музыки в конце статьи. А пока небольшой исторический экскурс.
Личная история и история аудиозаписи с 90-х до 2023 года
Источник видео: РКН: сайт нарушает закон РФ
Расскажу на личном примере, как я приобщался к качественному звуку. Заодно вспомним историю.
Сначала мне хотелось просто слушать разные записи. Начало 90-х — время магнитофонов (CD появились в России массово немного позже). Поэтому моей первой аудиотехникой был простой советский кассетник «Электроника-302». Он был монофонический, звучание достаточно простое. Плюс качество отечественных кассет значительно уступало зарубежным.
Для ностальгирующих такие аппараты сейчас продаются по 5000 рублей на всем известной отечественной онлайн-барахолке. Но я вряд ли сейчас захотел бы слушать на нём музыку. Дело не только в качестве этого образца советской техники, он на самом деле может где-то и превосходить отдельные китайские образцы современных магнитол, а для своего времени такие были даже вполне сносными. Компакт-кассеты — это уже история, пройденный этап развития аудио-техники. Хотя делаются отдельные попытки их вернуть.
В середине 90-х годов все переходили на CD-диски. Качество звучания там было выше, считалось на тот момент, что оно вообще идеальное, потому что чистое.
Поэтому моей следующей покупкой стал неплохой даже сейчас аппарат с компакт-проигрывателем Panasonic. Двухкассетник, радио, СD-проигрыватель, стерео-колонки, эквалайзер (!). Можно было его назвать музыкальным центром, хотя считался магнитолой с СD, чем, собственно, и был. Но звук там был мощным и чистым, особенно если слушать диски.
Ну, а сам бренд «Панасоник» имеет своё характерное звучание. Причем это была чисто пластмассовая сборка, что не очень хорошо показывало себя на большой громкости. Но на такие мелочи я внимания тогда не обращал, конечно.
Кстати, что-то подобное сейчас можно найти от 8000 рублей и выше, как повезет.
Через несколько лет я задумался о более качественном звуке. Начитавшись журнала «Стерео», я приобрел легендарную сейчас JVC UX-7000 — микросистему с деревянными колонками, без кассет, только компакт-проигрыватель и радио. Ну и можно подключать дополнительные компоненты — например, магнитофон/мини-дисковую деку, сабвуфер, внешний источник (например, компьютер). В итоге всё тот же источник звука — CD — на выходе выдаёт совершенно другой уровень звучания. При этом микросистема очень компактна. Если вам, конечно, этого достаточно.
Такие аппараты сейчас можно купить от 15000 до 25000 рублей в зависимости от состояния.
Также не забываем про радиостанции, которые появились в начале 90-х годов. Именно они знакомили нас с самой разной музыкой. Но уже тогда задумались о новом способе открывать для себя новую музыку.
Компьютеры и музыка: от алгоритмов сжатия до стриминговых сервисов
Многие изменения пришли из ИТ-технологий, и музыка не стала исключением.
В начале 90-х появился сжатый звук, так называемый mp3. При снижении качества звучания объем также снижался, а значит и цена. На один диск можно было записать в несколько раз больше музыкального материала.
Одно время, в середине 90-х — начале 2000-х, такие сборники были довольно популярны. И сначала их слушали на компьютерах. Чуть позже аудиоаппаратура стала их читать. Также мp3 стал использоваться для записи аудиокниг: так как здесь не требуется очень высокое качество, голос можно сжать очень серьёзно.
С появлением интернета mp3 стал распространяться там. И это неплохо работало. Файлы можно было быстро скачать и сохранить на жестком диске. «Вес» у них был небольшой.
Сначала на серверах районного интернета, во внутренних сетях различных организаций были «залежи» файлов для скачивания на просторах Интернета и в локальных сетях. Потом появились файлообменные системы (торренты), где пользователи обменивались музыкой, обходя, таким образом, запреты на скачивание. Но такие варианты были признаны также «пиратским поведением».
Конечно, существовали и коммерческие сервисы вроде Айтюнса, где за скачивание музыки нужно было платить. Более продвинутый коммерческий вариант — современные стриминговые сервисы. Получение неограниченного доступа за подписку. Это быстрый и недорогой способ послушать любую музыку и где угодно.
Возвращаемся в начало статьи — про то, как многие слушают музыку сегодня. Повторюсь, что потоковые музыкальные сервисы — не совсем то, что «слушать музыку». Скорее их можно сравнить с радиоэфиром. Они прекрасно его заменяют. Вы знакомитесь с новой разной музыкой, формируете плейлисты, никакой рекламы и раздражающих вас ведущих. Это удобно, быстро, недорого.
Но настоящего удовольствия от её прослушивания вы не получите, хотя вопрос спорный, для кого-то этого и достаточно. Дело в том, что музыка сжатая, то есть с потерями, соответственно, нельзя считать этот способ лучшим для формирования музыкального коллекции вроде CD/пластинок.
Конечно, я слушал мp3 файлы: от сборников на компакт-дисках до стриминговых сервисов в настоящее время.
Однако за последние годы появились и другие сервисы. Они стали предлагать музыку качества CD. Вот на них я и обратил внимание в последнее время. В итоге «заморочился», чтобы полностью перейти на такой. Для экономии денег, времени, места в комнате. И вообще идея мне показалась очень интересной.
Остаётся только проблема — как собрать такую систему? А об этом поговорим в другой раз.
Игорь Вадимов, = Нет безобразья в природе = написал классик. "Все мы немножко лошади,// каждый из нас по-своему лошадь" (ВМ). Так чего...