• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Подкаст
Алексей Норкин Грандмастер

Кто такой шедулерщик, или Как работает эфирная служба?

Как бы ни ругали телевизионщиков, но просмотр передач «по ящику» — любимое времяпрепровождение большинства наших сограждан. Бесконечные сериалы, захватывающие боевики, юмористические передачи и новостные выпуски пользуются постоянным спросом. Зрители хорошо знают ведущих новостей, артистов и шоуменов. Но все эти профессии — только часть телевидения.

Труд множества людей зритель ежедневно видит перед глазами, но даже не догадывается, кто эти люди и чем занимаются. А между тем, без их усилий экран телевизора рискует оказаться самым бесполезным предметом в доме.

Люди, которые трудятся, чтобы обеспечить на экранах ТВ-приемников красивую «картинку», а в динамиках -качественный звук, работают в эфирной службе, которая существует на любом телевизионном канале.

Эфирная служба — это структурное подразделение телеканала, специалисты которого технически обеспечивают трансляцию телепередач. Успехи «эфирщиков» воспринимаются как должное, зато за неудачи их клянут все без исключения. Работа их такая же публичная, как и у телеведущих, но в отличие от последних сотрудники «эфирки» зрителю неизвестны.

Чем же конкретно занимаются эти «бойцы» невидимого за яркой картинкой «фронта»? Обязанности распределяются следующим образом. Редактор готовит документ, в котором перечислено все, что суждено увидеть на экране зрителю. В нем перечислены и расписаны по времени все передачи, рекламные блоки и анонсы. Важный документ называется плей-лист.

Ассистент режиссера контролирует и корректирует в случае необходимости недостатки звука и изображения. Шедулерщик компонует материал в соответствии с плей-листом: «режет» в нужном месте фильмы, передачи и разбавляет их рекламой и анонсами. Экзотическое название профессии — производное от Sheduller. Так называется компьютерная программа, без которой сегодня компоновать видеоряд невозможно.

Режиссер отслеживает выполнение плей-листа и «разруливает» форс-мажорные ситуации. По обстановке принимает решение о замене или сдвиге передач. Например, когда отменяется из-за погодных условий футбольный матч или те же погодные условия «на трассе» делают невозможным прием качественной картинки с места события.

В помещениях эфирной службы постоянно включен телевизор. Но сотрудники не развлекаются и не отдыхают. На экране постоянно идут передачи только одного, собственного телеканала. Так заведено для дополнительного контроля качества передачи сигнала.

Тем не менее — всяко случается. Как ни старается эфирная служба, а брак нет-нет, да проникает в эфир. На профессиональном сленге брак называют «косяками». Основная их причина — сбои техники и погодные условия.

Среди самых распространенных косяков — «отключение плазмы», когда за ведущим кратковременно отключается плазменный экран. В результате рассказ о прогнозе погоды приходится вести без изображения карты территории. «Перемодуль по шапкам» означает завышенную громкость звука в начале передачи, а «черное поле» — полное исчезновение картинки на фоне сохранившегося звукового сопровождения.

Косяки сразу замечаются зрителями, и на эфирную службу обрушивается шквал звонков. Приходится терпеливо выслушивать и давать объяснения. Впрочем, встречаются и претензии «не по адресу», обусловленные неисправностями телевизионных приемников или «глюками» местных эфирных ретрансляторов.

По долгу службы «эфирщики» днями напролет просматривают «километры» сериалов, внимательно изучают «тонны» телепередач, фильмов и рекламных роликов. Но спроси их о содержании — увы, не расскажут ничего. Художественные достоинства и хитросплетения сюжета остаются практически незамеченными. «Эфирщикам» некогда, они работают — «держат картинку».

Статья опубликована в выпуске 29.06.2008
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: