Кстати, когда английские войска в ходе Первой мировой войны впервые применили танки, оказалось, что эти медленно двигающиеся, окутанные дымом бронированные коробки производили немалый устрашающий эффект. Это признавали сами германские генералы. По их словам, будь у наступающей стороны тысяча танков, солдаты побежали бы и фронт удержать было бы невозможно. Британскому танку создавали имидж грозного оружия. Но тысячи танков у англичан не было, а немецкие артиллеристы вскоре обнаружили, что неторопливо ползущие высокие «сухопутные дредноуты» — прекрасная цель.
Британские журналисты постарались вовсю усилить устрашающий потенциал нового наступательного оружия. Появившиеся в журналах фотографии были сняты с такого ракурса, что танки казались гигантскими. Художники, изображая «бронированные чудовища», тоже малость преувеличивали их размеры. Делалось это и для устрашения противника, и для того, чтобы смелость и храбрость своих войск показать.
Так, в 1920 году войска Врангеля попытались «сковырнуть» красные войска на Каховском плацдарме. Известная песня про «Каховку, родную винтовку» поминает именно эти бои. Для прорыва обороны Красной армии были пущены 12 английских танков, 5 из них красноармейцы захватили. Среди прочего (вероятно, впервые в мире), успешно применив против наступающих танков горящую нефть. Картина художника Ивана Алексеевича Владимирова (1869−1947), написанная в 1927 году, изображает это событие не без пафоса. Здесь имеются и героические красноармейцы, и проволочные заграждения, и проламывающий их английский танк. Сам танк изображен нереально огромным. Высотой с двухэтажный дом, не меньше. На самом деле, высота английских танков была около 2,5 метров. Рослые бойцы достаточно легко могли бы на него вскарабкаться. Что они и делали.
Но не пугающие своим видом английские танки стали прототипами современных боевых машин, а разработанные для французской армии невысокие, быстрые и неплохо вооруженные танки фирмы «Рено», Renault FT-17. Организатор танковых войск Франции генерал Жан-Батист Эстьен (Jean Baptiste Eugène Estienne) (1860−1936) сделал свой выбор в пользу Renault FT-17, фактически заблокировав производство на французских предприятиях тяжелых и сверхтяжелых танков. Несмотря на то, что первая атака французских танкистов на немецкие позиции закончилась неудачей, к концу Первой мировой войны многие страны производили танки, подобные танкам «Рено». Самого же Луи Рено французы провозгласили спасителем Отечества.
Последующая история развития танков показала, что главное их преимущество — скорость. Крепкие задним умом, мы считаем этот факт очевидным. И посмеиваемся над неуклюжестью и медлительностью первых бронированных машин, конструкторы которых предпочли высокой скорости сильное вооружение.
Еще большее удивление вызывает один из проектов, который разрабатывался в России. Машина эта, будь она реализована, использовала бы на двести процентов устрашающий эффект танков. Хотя танком с первого взгляда этот колесный экипаж назвать было бы трудно. Так же, как трудно было бы сохранить самообладание в бою, когда на тебя движется чудовище высотой с трехэтажный дом, поливая сверху все живое огнем двух пушек и десятка пулеметов. Девятиметровые колеса позволяют ему без труда преодолеть окопы и проволочные заграждения. Не остановить! А гром и искры выхлопов могучих двигателей заставляет вспомнить о мифическом Змее Горыныче. Или о тех самых шагающих бронированных мастодонтах из «Звездных войн».
Речь идет о проекте танка конструкции Николая Лебеденко. Сам Николай Николаевич чистосердечно предполагал, что создает чудо-оружие. Ведь при помощи таких машин германский фронт можно будет прорвать в одну ночь и таким образом выиграть войну! Впрочем, считать Н. Лебеденко наивным мечтателем было бы неверно. Будучи военным инженером и зная, от кого в Российской империи в конечном счете зависело одобрение или неодобрение любой инициативы, он сумел добиться аудиенции у Николая II. На встречу с императором конструктор привез деревянную модель своей боевой машины, которую приводил в действие заводной пружинный двигатель. Вроде тех, что и поныне заставляют двигаться детские игрушечные машинки. Игрушка умилила царя, Николай II приказал начать финансирование проекта.
Благодаря высочайшему покровительству создание боевой колесницы шло быстро. Расчеты деталей конструкции делал выдающийся математик Н.Е. Жуковский (1847−1921) и его племянники, Б.С. Стечкин и А.А. Микулин, ставшие впоследствии знаменитыми конструкторами авиационных двигателей. Кстати, именно авиационные двигатели Майбаха понадобились для перемещения этого механического чудовища. Двигатели эти сняли с захваченных немецких дирижаблей. В конце августа 1915 года на полигоне под Дмитровом состоялись ходовые испытания, показавшие полную небоеспособность этого типа танков: 60-тонная машина на гигантских колесах попросту застряла в грязи подмосковных болот. Попытки вытащить ее успехом не увенчались.
Выяснился и другой недостаток танка Н. Лебеденко. Могучие колеса спокойно сминали полигонные березки, однако сами были чрезвычайно уязвимы перед огнем вражеской артиллерии.
Проект свернули. Вытащить танк из грязи было невозможно. Так он и ржавел на Дмитровском полигоне, пока в 1923 году его не разобрали на металлолом. Россия не явила миру «Царь-танк», как иногда называли эту конструкцию. Кстати, вполне заслуженно называли, если учесть, что знаменитая царь-пушка так ни разу и не выстрелила, а царь-колокол ни разу не зазвонил.
Марк Блау, статья очень понравилась, спасибо.
Кстати, танки так по-настоящему и не стали инструментом для прорыва обороны противника. Во время 2 мировой они по-хорошему использовались не для прорыва, а для ввода в прорыв.
А во время 1 мировой довольно успешно использовались и другие мастодонты - бронепоезда. Понятно. что возможности манёвра ограничены, но и у первых танков - то же самое.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Анатолий Рогозин,
Не совсем так. Часть танков использовалась для прорыва , а в пробитую брешь вводились подвижные соединения. Типичный танк прорыра КВ-1 (до 43г.), ИС-1, ИС-2. Без танков было проблематично прорвать оборону затянутую колючей проволкой (кстати изначально танки и создавали в первую очередь для прорырыва- разрыва колючей проволки), для подавления огневых точек и т.д. Другое дело что с развитием противотанковой обороны, появлением базук и фауспатронов была разработана специфическая тактика прорыва, но без танков взлом обороны был невозможен.
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Три танкиста, три весёлых друга - экипаж машины боевой!
0 Ответить
Марк Блау,
«Но тысячи танков у англичан не было »
Интересно, откуда такие данные?
Насколько я знаю, только Mk.IV были выпущенна в количестве 1015 единиц.
А ведь были ещё и другие модификации. Прибавьте к этому французкие танки и мы получим цифру в несколь тысяч.
Только в битве при Камбре в ноябре 1917г. танки были впервые применены в значительных массах — более 400 единиц, в ходе тщательно подготовленного и организованного наступления, что несмотря на общую неудачу операции, убедило командование в полезности танков.
( См. С. Федосеев «Сухопутные корабли» (английские тяжёлые танки Первой мировой войны) )
Насчёт мастадонтов всё ясно. Опыт 2 МВ показал, что только сбалансированное соотношение скорости, брони, вооружения позволяет говорить об эффективном танке.
Кроме этого одним из важнейших факторов являлось технологичность машины.
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Андрей Владимиров, тысячи танков в 1915 году, когда они, действительно, легко могли напугать немецкую пехоту, у англичан не было.
0 Ответить
Марк Блау,
Но тогда надо было так исказать что имееется ввиду 1915г.
Я думаю что из этой тысячи 50 не доехало бы до линии фронта, 200-300 застряло бы по дороге.
А вы в курсе что вних нельзя было долго находится из-за вибрации и испарений паров бензина, высокой температуры и т.д.
А остальные произвели бы тот же эффект, что и 50.
1000 танков на одном участке это даже для 2 мировой было бы круто. Эти мастодонты подбивались даже гранатой.
Эта акция могла дать разовый эффект, помочь решить тактическую задачу, но в стратегическом плане перелома пррменение какого-то вида вооружения в условия примерно равного технического уровня противоборствующих сторон достигнуто не было-бы.
Что наглядно доказало применение немцами химического оружия.
В 41 году немцы испытали не меньший шок от появления "непробиваемого" КВ-1 но очень быстро нашли эффективные средства борьбыи и стратегическую инициативу не потеряли.
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Марк Блау,
Один из каховских английских танков, захваченных красными, экспонируется в Харькове на пл. Конституции около исторического музея. Это - самый осматриваемый экспонат. Танк, хоть и окрашен, но стоит по всякой погоде прямо на улице. Австралийцы предлагали за эту модель 1 млн. долларов (вероятно, своих), но танк остался в Украине. Лет 5-7 тому танк окрашивался и чинился на танковом заводе им . Малышева. Интересно, что танк и сегодня на ходу и вполне при необходимости самостоятельно передвигается.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Василий Россихин, и стоит на радость лазающим по нему мальчишкам. В детстве, когда он стоял во дворе Исторического музея, на меня он произвел сильное впечатление.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А вот Марк в Имперском музее вооружённых сил.
0 Ответить
Юрий Лях, у нас довольно много таких танков сохранилось.
0 Ответить
Василий Россихин, а вот что за танк угнали двое мальчишек в одном старом советском фильме? Они там ещё англичанину-танкисту в квас сонных капель подлили.
0 Ответить
Марк Блау, но тем не менее, все с завидным упорством экспериментировали со строительством мастодонтов. Немцы - маус, не успели просто закончить, русские - бегемот. Он же сталинский оркестр. 3 башни, одна от КВ, еще 3 малые башни, огнеметная установка, катюша, сколько-то там пулеметов.... 3 штуки было и все три плохо закончили.
0 Ответить
Сергей Казиник, Вы cерьезно ?
0 Ответить
Сергей Казиник, "Сталинский Оркестр" - это мистификация. Кто-то собрал модель несуществующей машины из деталей тамиевских китов.
1 Ответить
А был 5-башенный Т-35.
0 Ответить
Денис Леонтьев, У того же Суворова=Резуна про Т-35 было сказано, что его хорошо было превращать в ДОТ, предварительно прикопав.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Денис Леонтьев,
Он был годен фактически только для парадов, для демонстрации мощи. Несмотря на его грозный вид бронирование было относительно слабым, он легко подбивался из стандарной 37 мм противотанковой пушки. А высокий габарит делал его прекраной мишенью. А виной всему было наличие 3 башен, каждая из которых требовала бронирования, в результате общее бронирование из-за большого веса было слабым.
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Андрей Владимиров, у немцев тоже были многобашенные танки, но в единичных кол-вах и успеха в боевом применении не имели.
0 Ответить
Сергей Казиник, немцы проектировали ещё более мощный и устрашающий танк.
0 Ответить
Денис Леонтьев, Да, тысячесильный маус. Кстати, порша к нему не подпустили, что странно. И построить не успели.
0 Ответить
Сергей Казиник, это Ратте (Крыса). Его не достроили, башню впоследствии установили в норвежских фиордах для обороны. А Маусов было два прототипа, они достаточно успешно прошли испытания, но к тому моменту их использование уже не имело смысла (уже произошёл разгром на Курской дуге), тем более что действительно при такой массе доставка их на фронт была крайне затруднительна. Один Маус сейчас находится в музее в Кубинке, плюс американцы ещё захватили сборочные комплекты на 12 машин.
0 Ответить
Сергей Казиник, где-то встречал, что один маус успели выпустить. Только его ни один мост не мог выдержать.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Юрий Лях, а мост ему и не нужен был - он был оснащен ОПВТ.
0 Ответить
Юрий Лях, ещё бы он его выдержал - полная масса Мауса составляла 395 тонн.
0 Ответить
Так выглядел бы танк Н.Лебеденко, если бы...
0 Ответить
Марк Блау, у танка Н.Лебеденко столько мертвых зон... Хорошо, что застрял - хоть на металлолом пошел.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Танки Империи (5 эпизод "Звездных войн")
0 Ответить
А в "Призраке в доспехах" показан танк-богомол.
0 Ответить
Марк Блау, а сухопутные крейсера из "Шума крыльев" Хайнлайна помните?
0 Ответить