Чтобы стандартизировать оружие для армии и полиции нового государства, в октябре 1949 г. состоялось заседание совместной комиссии, в которой приняли участие представители фирмы «Israel Military Industries» и высшие чины израильской армии. В отчете комиссии говорилось:
«Комиссия обязуется предложить начальнику Генштаба образец нового пистолета-пулемета для вооружения армии, пригодный для производства на заводах израильской военной промышленности. Будут проверены любые образцы пистолетов-пулемётов и карабинов, которые сочтутся нужными. Комиссия выберет наиболее подходящий прототип ПП, он будет испытан и доведен до состояния, в котором будет отвечать следующим требованиям:
1) калибр — 9 мм;
2) темп огня — 450−500 выстрелов в минуту;
3) максимальный вес — 3,300 граммов (без магазина);
4) режимы огня — одиночный и автоматический (с переводчиком огня);
5) эффективная дальность одиночного огня — 100 метров по мишени номер 2;
автоматического огня — 50 метров по мишени номер 2."
На испытаниях система пехотного лейтенанта Узиэля Галя соревновалось с оружием конструкции майора Хаима Кара.
Дело в том, что основная масса стрелкового оружия того времени имела затвор, доходящий до заднего среза патронника. «Схема с выбегом», когда затвор набегает на часть ствола, позволяет почти на четверть сократить общую длину оружия при одинаковой длине ствола. В конструкции Узиэля Галя магазин вставлялся непосредственно в пистолетную рукоятку, что тоже сильно сокращало длину оружия. До «Узи» эта схема («затвор с выбегом» + магазин в рукоятке) массово использовалась лишь в чешских ПП «Samopal» конструкции Вацлава Холека.
ПП «Кара» имел традиционную компоновку, магазин стоял впереди пистолетной рукоятки. Все основные испытания оружие прошло нормально, кроме двух важнейших. Первое: низкая технологичность и, следовательно, высокая цена производства. Второе: механизм в условиях песчаной пустыни быстро забивался мелким песком и требовал частой чистки.
А вот конструкция Узиэля Галя выдержала все основные испытания. ПП был простым по устройству, дешевым в изготовлении, прочным и надёжным. Большинство стальных деталей изготавливались одним ударом штампа (метод холодной штамповки).
Смещение центра тяжести из-за длинного хода тяжелого затвора оригинально компенсировалось: ударник разбивал капсюль и производил выстрел не в конце хода затвора, а в середине. Затвор продолжал двигаться, частично компенсируя отдачу и задерживая затвор у центра масс, способствуя более точной и комфортной стрельбе.
Специальные «выступы» на корпусе, они же рёбра жесткости, одновременно выполняют роль… сборников мелкого песка, основного загрязнителя механизмов в условиях Ближнего Востока.
Безопасность обеспечивали несколько предохранителей: обычный ручной переключатель, он же переводчик режимов огня и предохранитель на задней стенке рукоятки — оружие не стреляет, если он не нажат! Оригинальный предохранитель затвора — затвор не может пойти вперед, прежде чем рукоятка затвора не будет оттянута назад до упора.
Деревянный приклад отсоединялся одним нажатием на специальную скобу, уменьшая длину оружия почти на треть (позже оружие получило складной металлический приклад). Магазин находится в рукоятке и перезарядка проходит по принципу «рука находит руку» — это очень удобно, особенно в полной темноте. Магазины можно соединять перпендикулярно для быстрой перезарядки.
Сборку-разборку для чистки оружия можно вести буквально «на коленке». Для чистки оружие разбирается всего на 5 частей.
И еще одна маленькая, но интересная деталь: над стволом у «Узи» имеется… открывалка для бутылок! До сих пор среди специалистов ведутся споры, разработал ли Узиэль Галь такую конструкцию сам или творчески развил идеи чешского оружейника Вацлава Холека, создававшего оружие подобной конструкции примерно в это же время.
Против названия «Узи» сам Узиэль категорически возражал. Однако военная комиссия прислушалась к мнению начальника генерального штаба израильской армии Игаля Ядина — именно он предложил дать новому оружию название «Узи», мотивировав это тем, что это слово переводится с иврита: «Моя сила». Так новое оружие получило своё, ставшее знаменитым на весь мир имя.
ТТХ пистолета-пулемёта UZI (стандартный вариант: 1954−2002 гг.):
Масса без магазина: 3,5 кг.
Масса заряженного: 4 кг.
Общая длина: 650 мм (470 мм, если приклад сложен).
Патрон: 9×19 мм «Парабеллум».
Скорострельность: до 600 выстр/мин.
Начальная скорость пули: 400 м/с.
Прицельная дальность стрельбы: 200 — 250 м.
Виды боепитания: коробчатые магазины на 25, 32, 40, 64 патрона, а также барабанные магазины разной ёмкости.
Опытное производство «Узи» началось в 1951 г., массовое в 1953 г., а в 1955 г. он был окончательно принят на вооружение в армию Израиля. Первая серийная партия — 700 штук, была передана в штурмовые батальоны воздушно-десантных войск.
Первое боевое крещении состоялось в 1955 г. — операция израильского спецназа против египетских полицейских в Газе. Уже тогда «Узи» показал себя удобным и надёжным оружием, а после операции «Кадеш» 1956 г. началось триумфальное шествие этого оружия по всему миру. Примерно в это время «Узи» приняли на вооружение Голландия и ФРГ.
Выпускались также экзотические версии «стандартного Узи», например, гладкоствольная для подводных пловцов или автоматический, действующий без человека пулемёт «Шмемит» — спарка из двух стандартных «Узи» и фотоэлемента с нажимающим механизмом. Напротив, на расстоянии до 150 м, стоял ИК-излучатель. При пересечении луча фотоэлемент давал команду на механизм, который нажимал на спусковые крючки и система начинала стрелять.
Узиэль Галь в 1976 г. переехал в США и продолжил конструирование оружия, но ничего выдающегося больше создать не смог. Как легендарный оружейник Михаил Калашников и не менее известный Юджин Стоунер (конструктор американской штурмовой винтовки М-16), Узиэль Галл так и остался конструктором одной модели: «стандартного пехотного Узи». Сконструированная им штурмовая винтовка проиграла конкурс в 1969 г. штурмовой винтовке «Galil» конструкции Исраэля Галили.
читать дальше →
0 Ответить
читать дальше →
0 Ответить