• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Ольга Ошаева Мастер

Как выбрать фотоаппарат? Часть 1

Начинающим фотолюбителям не позавидуешь: разобраться в огромном ассортименте современном камер — сложная задача. Хорошо было 30 лет назад: «Смена», «Зоркий», «Зенит» — вот и все разнообразие. Ну, и мини-фотолаборатория в ванной в придачу. Хорошо было даже 15 лет назад: «мыльница» Kodak или «моменталка» Polaroid, одно из двух — выбор небольшой. Сегодня любой магазин электроники предлагает даже не десятки — сотни моделей фотоаппартов. А выбрать из них нужно всего одну.

Bedrin Shutterstock.com

Чего вам не надо?

Совет номер один: если вы не профессиональный фотограф (а вы вряд ли профессиональный фотограф), если для вас актуален вопрос о выборе камеры и ответ на него вы ищете на популярном ресурсе, а не на специализированном сайте… Итак, если вы не профессиональный фотограф — не старайтесь походить на профессионального и не приобретайте так называемый «профессиональный» фотоаппарат. Такой агрегат, несомненно, способен на многое — но способны ли на это вы?

Совет номер два: прежде чем покупать сложную технику (а она редко бывает дешевой), определитесь, для чего именно вам нужен фотоаппарат. А уже после этого, учитывая конкретные параметры, выберите подходящую модель. Хотите часто брать камеру в путешествия? Очевидно, она должна быть компактной. Рассчитываете снимать в непогоду? На первый план выходит водонепроницаемость. Не планируете снимать ничего, кроме домашних застолий для личного альбома? Вам вполне подойдет самая дешевая и простая камера.

Совет номер три: забудьте про так называемые типы фотоаппартов. «Зеркалки», «беззеркалки», «мыльницы», «компакты», «ультразумы» — выбросьте эти слова из головы. Ни одно из них не даст вам полного представления о том, какую камеру — и, главное, какие снимки — вы получите в итоге. Как показывает практика, хороший снимок, достойный красоваться на стене — хоть в соцсети, хоть в гостиной, — можно сделать практически любым современным фотоаппаратом — от зеркального «профи» до камеры «айфона». Единственное, для чего вам могут пригодиться эти маркетинговые понятия, — чтобы знать, в каком разделе интернет-магазина искать нужную модель. Поэтому к ним мы еще вернемся, но позже.

Совет номер четыре, объединяющий все предыдущие: при выборе фотоаппарата ориентируйтесь на отдельные технические характеристики. И будьте готовы к тому, что всеми нужными вам (или теми, которые кажутся нужными) параметрами не будет обладать ни одна из существующих в мире камер. Но та, в описании которой вы найдете максимальное количество устраивающих вас характеристик, — точно ваша.

А что вам надо?

Итак, характеристики… Перечислю лишь основные, а нам, начинающим фотолюбителям, больше и не надо.

Цена. Прежде чем разбираться в том, чего вы хотите, определись с тем, что вам по карману. Вопрос не праздный: стоимость иной камеры может быть сопоставима со стоимостью автомобиля. Фотоаппарат с семизначной ценой — вещь хорошая, наверное… Но проверить это удастся не всем. И чтобы не тратить время зря, лучше сразу отсечь модели, которые вы заведомо не сможете приобрести, благо сейчас производители предлагают множество вариантов на любой кошелек.

Размер корпуса. Толщина от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров, вес от ста граммов до килограмма с лишним… Размер корпуса зависит от его наполнения: зеркальный видоискатель и большая матрица (непременные атрибуты «зеркалки») требуют много места, а сменные объективы — каждый со своей функцией (панорамная, портретная, теле- и макросъемка и т. д.) — придают аппарату дополнительную массу.

Несомненно, с помощью такого фотоаппарата можно делать высококачественные и разнообразные снимки. Но подумайте: будете ли вы готовы постоянно носить объемную и тяжелую сумку — или большую часть времени камера будет пылиться в шкафу? Если склоняетесь ко второму варианту и к тому же планируете брать аппарат в поездки — лучше сразу возьмите что-нибудь более легкое и компактное (для таких камер маркетологи даже придумали специальную категорию — travel-compact).

Размер матрицы. Матрица — это светочувствительный элемент, который в цифровом фотоаппарате выполняет ту же роль, что пленка — в классической пленочной камере. Размер матрицы измеряется в двух категориях — в мегапикселях (эффективное разрешение матрицы) и в миллиметрах (физический размер матрицы).

Со времен появления первых цифровых «мыльниц» мы помним, что чем больше пикселей — тем лучше. Сейчас даже в самых дешевых моделях стоят матрицы по 4−5 мегапикселей. Более продвинутые камеры имеют матрицы разрешением 10−12 мегапикселей, а некоторые производители уже довели их число до 20. Если вы не планируете печатать фотографии большого размера, вам хватит и маленькой матрицы. К примеру, качественный снимок стандартного формата 10 на 15 сантиметров получится уже на матрице с 2−3 мегапикселями. Кстати, на экране компьютера такое изображение тоже будет выглядеть хорошо. Для печати четкого снимка размером 20 на 30 сантиметров за глаза хватит 8 мегапикселей — и это при очень высоком разрешении в 300 dpi. Так что если вы не планируете выпускать постеры большого формата, не стоит переплачивать за лишнее количество пикселей.

К сожалению, эффективного разрешения недостаточно, чтобы оценить способности матрицы. Физический размер не менее важен, хотя любители обычно не обращают на него внимания — а продавцы, соответственно, не пишут его на ценниках, а если и пишут, то не в самом понятном виде. Коротко говоря, самый большой размер матрицы — 36 на 24 миллиметра (что соответствует размеру пленки 35 миллиметров), самый маленький — чуть больше, чем три на четыре миллиметра. Но часто — особенно если речь идет о компактных камерах — указываются цифры в дюймах, причем дробные, например 1/1,8'', ½, 3''… Здесь важно понимать, что 1/1,8'' - это больше, чем ½, 3''. А в этом случае, действительно, чем больше — тем лучше. Но, как уже было сказано, чем больше матрица — тем больше размер корпуса, и матрицы большого размера вы найдете только в крупных зеркальных фотоаппаратах. Для современного «компакта» очень хорошие показатели — 1/1,8'' и 1/1,7''.

Это лишь некоторые параметры из тех, которые стоит учитывать при выборе фотоаппарата. В следующей публикации рассмотрим такие характеристики, как фокусное расстояние, светосила, светочувствительность и другие.

Статья опубликована в выпуске 1.09.2014
Обновлено 21.11.2017

Комментарии (19):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Николай Голдин Николай Голдин Читатель 3 сентября 2014 в 13:10 отредактирован 3 сентября 2014 в 13:11 Сообщить модератору

    Сейчас даже в самых дешевых моделях стоят матрицы по 4–5 тысяч мегапикселей. Более продвинутые камеры имеют матрицы разрешением 10–12 тысяч мегапикселей, а некоторые производители уже довели их число до 20 тысяч.
    может не тысяч, а просто мегапикселей? а то у вас какие-то гигапиксели получаются.

  • Благодарю за отзывы и оценки! Вячеслав Старостин, у вас не оффтоп, а вполне дельное дополнение.

  • Да, всё по делу без рекламных замашек, фотоаппарат не гарантирует качество снимков, сначала фотографировать научитесь Ну, а для исторических архивных снимков, застольных кадров, чтобы посмеяться над собой, вполне сгодится любая мыльница, согласна ну, а те кто хочет сделать не просто картинку природы, их достаточно в инете, а свой личный шедевр, посетите сайты, как правильно советует Аркадий Голод, почитайте отзывы, там можно и с профи посоветоваться, они помогут

    Оценка статьи: 5

  • Аркадий Голод Аркадий Голод Мастер 1 сентября 2014 в 17:22 отредактирован 1 сентября 2014 в 17:23 Сообщить модератору

    Еще один хороший способ выбора - посетить специальные сайты, где даются подробные ТТХ камер, комментарии специалистов и отзывы пользователей.
    Здесь не разрешены ссылки на другие ресурсы, но в "личке" могу дать ссылки на надежные источники информации.

  • Дмитрий Елисеев Мастер 1 сентября 2014 в 17:02 отредактирован 1 сентября 2014 в 17:20 Сообщить модератору

    Я бы выбирал фотоаппарат по следующим критериям:
    1) Габариты.
    У меня дома 2 камеры, одна карманная для неответственных снимков, вторая беззеркалка если специально хочется получить хорошее качество. В принципе, и современные смартфоны снимают неплохо, так что без первой камеры можно было бы обойтись.
    2) Оптика - светосила
    Важный параметр, т.к. света часто не хватает, более светосильный объектив даст при прочих равных лучшее качество. Лучше выбирать камеру с объективом получше (совсем грубо - чем он больше тем лучше).
    3) Оптический стабилизатор
    Дополняет п2.
    4) Зум.
    Имхо не так уж критично сейчас - 10Мпкс и выше позволяет делать неплохой кроп (если конечно не совсем плохая оптика). Гиперзум лучше не брать, т.к. их оптические схемы теряют в качестве.
    5) Мегапикселы.
    Имеют скорее маркетинговое значение, т.к. для пользователя разницы скажем, между 10,12,16 и 20Мпкс практически никакой (для справки, даже 4Мпкс хватит для печати 10х15 и просмотра на мониторе с 1920х1200). Так что за них лучше не переплачивать, а деньги потратить на модель с более качественным объективом.

    Что касается фирм (Nikon/Canon/etc) то в одной ценовой категории все бренды примерно одинаковы, чудес не бывает.

    И последнее - камера берется весьма надолго, так что лучше не экономить на качестве.

  • Как выбрать фотоаппарат?

    Прочел обе части и не увидел главного - линзы. Выбирая фотоаппарат, вы, фактически, выбираете линзу. Пластиковые линзы - один класс оптики, стеклянные - другой.

    И следует выяснить кто лучший среди производителей пластиковых линз и от этого плясать в выборе. Стекло - для профи, а они сами всё знают. Им только порой денег не хватает на хорошую оптику.

    Оценка статьи: 5

    • Вячеслав Старостин, пластиковые линзы были в пленочных фотоаппаратах за 500р. Сейчас давно уже неактуально.

      Хотя не исключаю что где-то ставят и пластиковые, но кто с этим будет разбираться в фотоаппарате за 2-3т.р... Не та ценовая категория чтобы заморачиваться.

      • Комментарий удален
        • И потом... Главная задача любого фотоаппарата - "снять" картинку окружающего мира и передать её устройству (переводе в цифру) с минимальными искажениями. Так что объектив (линза, набор линз, модификации линз) - главный критерий выбора фотоаппарата.

          Оценка статьи: 5

          • Вячеслав Старостин, вам, как художнику не надо объяснять, что даже если вы дадите человеку хорошую кисть, обеспечите его хорошими красками, не умеющий рисовать ничего хорошего вам не изобразит Вот здесь тоже самое сфоткать просто картинку каждый дурак сможет, но это будет просто картинка и всё, в интернете можете найти лучше Набор линз нужен только художнику, попросту профи, ну если вы конечно не захотите сфотографировать звездное небо с луной, так на него лучше любоваться в натуре

            Оценка статьи: 5

            • Комментарий удален
              • Вячеслав Старостин, да что вы право в бутылку лезете, нам тоже нравится статья и мы тоже высказываем свое мнение, а может ваше или наше частично изменится, если вы или мы убедим кого - то, а то получается так имею свое мнение и на ваше тьфу А где же живой диалог

                Оценка статьи: 5

                • Комментарий удален
                  • Фото "макро"... Наверняка знаете, что это. Только хорошая оптика и мастерство фотохудожника. Сначала оптика, потом - мастерство.

                    Оценка статьи: 5

                    • Вячеслав Старостин, красиво Вот это уже другой разговор Но не у всех же такой художественный вкус и не все снимают макро Поэтому рассуждения автора вполне нормальные, не всем надо такое качество, а если не надо то и совсем не обязательно вкладывать в технику кучу денег и опять же, судя по себе, а я начинала в детстве со Смены8, если вы помните такой аппарат и дошла до Зенита, наверное, я поняла, что мне нужны были фотографии другого качества, но сначала я научилась фотографировать Я имела ввиду только это, мне, конечно, не жалко чужих денег, ведь хорошая техника стоит немало, но если это только для понтов, то лучше не стоит

                      Оценка статьи: 5

                      • Комментарий удален
                        • Вячеслав Старостин, как я вас понимаю, я тоже хочу классную технику, но пока не могу себе позволить, а ведь я хочу сфотографировать звездное небо, особенно в августе, когда на нем много - много звезд Макро с капельками росы у меня есть, но с хорошей техникой, конечно, оно бы выглядела четче, чего уж там говорить

                          Оценка статьи: 5

                          • Комментарий удален
                            • Дмитрий Елисеев Мастер 2 сентября 2014 в 01:53 отредактирован 2 сентября 2014 в 01:54 Сообщить модератору

                              Вячеслав Старостин, если задаться целью, б/у цифрозеркалку с фикс-объективом в хорошем состоянии можно купить комплектом за 8-10тыс. Понимаю, что доходы у всех разные, но не думаю что найти 10тыс это нерешаемая проблема.

                              Как пример, объектив (50мм, классика жанра) за 2200
                              club.foto.ru/secondhand2/lot/sell.php?advert_id=91853#des
                              и камера за 5000
                              club.foto.ru/secondhand2/lot/sell.php?advert_id=91675#des
                              (перед ссылками добавить http)

                              Еще можно советские объективы от Зенита через переходник поставить, получится вообще почти даром.

        • Вячеслав Старостин, я за бюджетными камерами давно не следил, может уже снова стали пластиковые линзы делать (история повторяется по спирали ).

          Прямого указания материала линз в дешевых камерах Вы думаю, не найдете, его просто не пишут (может еще марку оптического стекла попытаться найти? ). И реально не думаю что юзеру этим стоит заморачиваться - тот кто знает про аберрации и дисторсию, и так знает какую камеру ему брать.
          А про светосилу да, совет правильный, это одно из главных свойств объектива.

  • Ясно, четко, толково, без лишней "воды" и, главное, практически полезно.
    Редкая здесь статья на 5+.