Ученые говорят, что полет от Земли к Красной планете будет связан с очень высоким риском для людей из-за солнечной и межзвездной радиации. Кроме того, неизвестно, как техника перенесет низкие температуры на самом Марсе. Выяснить это (хотя бы приблизительно) пытаются сейчас конструкторы космического снаряжения и техники США и России. Для этой цели используют Антарктиду. На Белом континенте сама природа создала уникальные (вполне марсианские) условия для таких испытаний.
Хотя на Марсе имеется атмосфера, она там чрезвычайно слабая, и без скафандра выйти из жилого блока будет невозможно. В оное время в СССР и в США были разработаны скафандры для условий Луны. Казалось бы, их можно использовать и на Марсе. Но это совсем не так. На Луне гравитация иная. Слишком тяжелый и громоздкий лунный скафандр будет малопригоден на другой планете. Значит, нужно создавать скафандр под условия Марса.
В NASA (Американское космическое агентство) работают над этой проблемой уже довольно долго. Созданный скафандр «NDX-1» испытывался в специальных камерах. В целом он показал себя хорошо. Но требовалось приблизить испытания к реальным условиям Марса. С этим намерением группа инженеров-конструкторов NASA и специалистов университета Северной Дакоты доставили скафандр «NDX-1» в Антарктиду — на аргентинскую базу «Марамбио», где есть выход на поверхность вечно мерзлого грунта, что похоже на поверхностные условия на Марсе. Испытания продолжались ежедневно свыше недели.
Скафандр «NDX-1» надежно защищает человека под давлением всего 0,3 атмосферы. В отличие от лунного скафандра, в этом можно нагибаться в любую сторону, опускаться на колени, переносить какие-либо грузы и работать с инструментами. Скорость передвижения на Земле в данном скафандре — три с половиной километра в час. На Марсе она будет больше из-за меньшей силы тяжести. Предполагается, что скорость движения в скафандре на Красной планете составит около пяти километров в час. Скафандр сделан из более чем 350 материалов. Общий его вес — 18 килограммов. Он с полной системой жизнеобеспечения в автономном режиме.
В России Антарктиду в качестве полигона для испытаний космических изделий впервые использовали в 2004 году. Именно тогда испытывалось при очень низких температурах теплозащитное снаряжение космонавтов при нештатных посадках, которые нельзя исключить и на Марсе. Помимо этого на станции Новолазаревская при температурах около минус 60 градусов проверялась эффективность дистанционного медицинского контроля. Система не имеет до сих пор аналога в мире. Она способна двое суток автоматически передавать через спутник обширный поток информации о состоянии космонавта.
Большое внимание уделяется разработке транспортных средств для передвижений по Марсу. В Антарктиде пока проверялись автоматические марсоходы. На очереди испытания на Белом континенте в условиях крайне низких температур вездеходов для Марса, разрабатываемых сейчас учеными и конструкторами США и России. Вездеходы должны защищать от радиации, обеспечивать комфортные условия для поездок (в том числе и без скафандров), иметь большой запас хода и высокую проходимость по любому грунту. По сути своей это будут передвижные научные базы на несколько человек. Затраты на их создание сейчас очень большие. Но и отдача для земной экономики окажется существенной. Например, такие передвижные базы нужны на Севере для геологов, нефтяников и газовиков. И не только для них.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...