«Бесшумное» оружие конструкторы пытаются делать со времён Первой мировой войны. Разными путями и техническими ухищрениями. Оружие с глушителем (револьвер Наган с глушителем Брамит, пистолет Велрод, карабин Де Лизл…), специальные боеприпасы (ослабленные дозвуковые, патроны с запиранием газов внутри гильзы…). Однако найти ту самую золотую середину оказалось непросто. Особенно для снайперской стрельбы.
И всё же эту золотую середину нашли. В Советском Союзе, в конце 80-х годов 20-го века. Именно тогда на сцену вышел снайперский комплекс патрон-оружие, характеристики которого считаются идеальными для оружия спецподразделений и в настоящее время, почти три десятка лет спустя.
В Советском Союзе уже был комплекс «Канарейка»: автомат Калашникова с прибором бесшумной и беспламенной стрельбы (глушителем) и дозвуковой патрон калибра 7,62×39 мм. Недостатков у такого комплекса было намного больше, чем достоинств. Дозвуковой патрон калибра 7,62 мм очень плохо «работал» по целям, защищённым бронежилетами, плюс из-за слабости патрона автоматика оружия регулярно давала сбои. Кучность стрельбы дозвуковым патроном была ниже критической отметки. Попытки создать дозвуковой патрон на базе патрона 5.45×39 мм для современного автомата Калашникова тоже не увенчались успехом.
Новый армейский патрон — это всегда огромные затраты. Часто совсем неоправданные. И всё же в Советском Союзе была поставлена задача разработать дозвуковой патрон для снайперской стрельбы по целям, защищенным бронежилетами, с минимально возможным звуком выстрела.
Создание нового патрона было поручено конструкторам ЦНИИТОЧМАШа (г. Климовск, Московская обл.)
Сначала новый патрон попытались сделать на базе штатного патрона автомата Калашникова калибра 5,45×39 мм, дульце которой было расширено до 7,62 мм. Патрон показал хорошие баллистические данные, однако после проведенных испытаний стало ясно, что при дозвуковой скорости энергии 7.62 мм пули для пробития бронежилета на расстоянии даже 100 м явно недостаточно. Военные изменили техническое задание. Для нового патрона была взята стандартная гильза патрона 7,62×39 мм, дульце которой было расширено до 9 мм. Это позволило применить пулю более чем вдвое тяжелее штатной пули патрона 7,62×39 мм. Заряда пороха, который влезает в гильзу, как раз хватило, чтобы разогнать такую пулю примерно до 300 м/с.
Для широкого спектра задач одного патрона оказалось мало. Поэтому были созданы и испытаны несколько типов 9 мм дозвуковых патронов.
У всех патронов калибра 9×39 мм одинаковые размеры гильзы. Заряд пороха тоже примерно одинаковый. Главное различие типов патронов в различной конструкции пуль.
СП-5 (индекс 7Н8). Самый первый патрон калибра 9×39 мм. Пуля патрона состоит из составного сердечника с плоской вершинкой и свинцового основания, который закатан в биметаллическую оболочку. Свинцовый сердечник, сминаясь, обеспечивал хорошее врезание в нарезы канала ствола и обеспечивал пуле нужную массу. Пуля обладает достаточной кинетической энергией для пробития на дистанции 400 м стального листа толщиной 2 мм и поражения цели, находящейся за этим листом. На коробке с патронами СП-5 наносится надпись «Снайперский», пуля характерного «медного» цвета без маркировки.
СП-6. Патрон, разработанный конструктором
Такая мудрёная конструкция пули сделана неспроста. Если цель не защищена бронежилетом, пуля просто разрывает живую ткань. Если на пути попадается препятствие, то его пробивает острый кончик, а мягкая оболочка легко сползает с этого сердечника. Сердечник летит дальше. Энергии на пробитие препятствия таким экзотическим способом тратится намного меньше, чем при прохождении препятствия всей площадью деформированной пули.
Вершина пули и выступающий сердечник окрашивается в черный цвет, а на коробку наносится черная полоса.
Патроны СП-5 и СП-6 имеют примерно одинаковую баллистику при стрельбе из автомата (об автомате под этот патрон будет сказано ниже). Для стрельбы из винтовки придется пристреливать оружие отдельно под разные патроны. Эти патроны достаточно дорогие в производстве из-за сложной конструкции пули.
ПАБ-9. Разработан как более дешевая замена патрону СП-6. Из пули была убрана свинцовая прокладка между сердечником и оболочкой, а чтобы компенсировать потерю веса, металлический сердечник сделан длиннее, а заряд пороха увеличен. Патрон прошел госиспытания, но после недолгого применения выяснилось, что он сильно стачивает нарезы в стволе, намного уменьшая ресурс оружия. В настоящее время не используется.
СПП (Индекс 7Н9). Разработан в 2002 г. по заказу тульского патронного завода как замена дорогому и малотехнологичному патрону СП-5. Пуля патрона СПП пробивает стальной лист толщиной 5 мм на расстоянии 100 м. Стальная гильза покрыта фосфатным покрытием, головка пули окрашена в синий цвет.
БП. Патрон, разработанный для замены «бронебойного» СП-6. Пуля патрона БП пробивает стальной лист толщиной 7 мм на расстоянии 100 м. Стальная гильза покрыта фосфатным покрытием, головка пули с выступающим стальным сердечником окрашена в черный цвет.
Технические характеристики:
Реальный диаметр пули, мм: 9,25 (СП-5), 9,26 (СП-6).
Масса пули, грамм: 16,1 (СП-5), 16,2 (СП-6).
Начальная скорость пули, м/с: 290 (СП-5), 305 (СП-6).
Энергия пули, Дж: 673 (СП-5), 706 (СП-6).
Источник: Википедия.
«В 2012 году Климовский патронный завод начал выпуск спортивно-охотничьих патронов калибр 9×39». Википедия.
Хотя в отечественных источниках гордо указывается, что патрон 9×39 мм не имеет аналогов, это, мягко говоря, не совсем соответствует истине. Похожие характеристики имеют американские дозвуковые штурмовые патроны 338 калибра (8,6 мм). Особенно близко к российскому патрону 9×39 мм стоит точный и дальнобойный патрон .338 Whisper, предназначеный для снайперских винтовок с длинной гильзой и тяжелой, вытянутой пулей с улучшенными баллистическими характеристиками. Патрон .338 Spectre Subsonic для штурмовой винтовки на платформе AR-15/М-16 тоже можно считать дальним родственником «бесшумного» российского патрона. Эти патроны существенно превосходят по энергии дозвуковой вариант «супертихого» армейского патрона .300 AAC Blackout калибра 7.62 мм.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...