Даже в подробных энциклопедиях транспорта разделы, посвященные автобусам, не дают нам полную информацию о всех марках. Их великое множество! И есть уже такие, которые, кажется, приехали к нам из далекого будущего. В общих чертах можно сказать, что автобусы делятся на городские, пригородные, междугородные, туристические (экскурсионные), служебные (вахтовые и экспедиционные), школьные. Отдельно выделяются аэродромные автобусы. И нигде нет почему-то группы экзотических автобусов. А ведь они существуют!
В эту группу по праву на первое место нужно поставить голубиные автобусы. Во время Первой мировой войны во Франции и Бельгии были специальные автобусы для голубей. Хотя тогда уже имелись технические средства связи, но голубиная почта на фронте продолжала считаться более надежной.
К экзотичным следует отнести и построенный в 1914 году в Америке гибридный автобус-монстр. Некий Джорд Шлиц объединил в одно целое двухэтажную, сравнительно легкую деревянную конную повозку изобретателя Стивенсона с мощным для того времени трактором фирмы «Noks». Получилось по-американски круто. Автобус-гигант использовался на улицах Нью-Йорка и Бруклина. За один раз он перевозил 120 пассажиров.
Гигантомания с автобусами диктовалась (да и сейчас диктуется) перегруженностью многих городских улиц транспортом. Дополнительные автобусные маршруты открыть в таких условиях сложно. Остается наращивать вместимость автобусов за счет повышения этажности, дополнительных секций. Двухэтажные автобусы уже давно используются в ряде стран. Про трехэтажные ничего не знаю. Видимо, их нет еще по той причине, что ширина улиц остается прежней, а с увеличением высоты автобуса уменьшится его устойчивость — видь шасси останется то же самое. Просто вместимость двухэтажных автобусов повышают за счет увеличения «стоячих» мест, уменьшая количество «сидячих».
Но когда с этим был достигнут предел, в ход пошло еще одно решение — увеличили длину автобусов. Они получили третью секцию, соединяемую с остальными через «гармошку». Это дало резкий прирост по вместимости. А заодно и спорам о том, в какой стране нынче самые большие автобусы по длине и вместимости?
В китайских многомиллионных городах Пекин и Ханчжоу уже не первый год курсируют по улицам автобусы марки «Youngman JNP6250G» компании «Zhejiang Young Man Vehicle Group». Длина у этих трехсекционных машин — 25 метров, что на 13 метров превышает длину обычного автобуса. В салонах автобуса-гиганта лишь 40 «сидячих» мест, но зато 260 — «стоячих». На остановках водитель одновременно открывает сразу пять дверей, находящихся на одной стороне. Китайцы попытались занести автобус в книгу рекордов Гиннесса. Но не тут-то было!
Оказывается, на лидерство стали претендовать в Бразилии, где фирма «Volvo Bus Corporation» тоже выпускает трехсекционный автобус вместимостью на 300 пассажиров, но зато с длиной в 26,8 метра. Однако бразильцам лавры тоже не достались. В группе экзотических автобусов первое место досталось автобусу европейской фирмы «DAF SuperCityTrain». За один рейс он перевозит 350 пассажиров! Длина этого автобуса — 32 метра, без пассажиров он весит 28 тонн.
Экзотичными могут быть не только очень большие по размерам автобусы, но и небольшие. Тогда что в них удивительного? Уровень представляемого пассажирам комфорта!
Голландский автобус «Superbus» — самый дорогой в мире! Его стоимость — 13 миллионов евро! Он на электрической тяге, заряда аккумуляторов хватает на 210 километров. Длина автобуса — 15 метров, в нем 23 места для пассажиров. Вход в салон — через восемь дверей, открывающихся вверх. Мягкие сиденья расположены в два ряда, как и в обычном автобусе. Но каждая пара пассажиров имеет индивидуальный доступ к Интернету, видео- и аудиопроигрывателям, к сплит-системам микроклимата. Интересная особенность: в автобусе широко используется легкий и прочный углеродный пластик, применяемый в самолето- и ракетостроении.
Нет сомнений в том, что в скором времени мы будем приятно поражены внешним видом многих автобусов. Тенденция «позаимствовать» идеи у фантастов и креативных дизайнеров уже дают хорошие плоды и с мини-автобусами. Например, в Японии небольшие школьные автобусы стали выпускать в форме детских игрушек, забавных животных и персонажей из мультфильмов. Чем еще удивят мир конструкторы автобусов?
А еще был "неэкзотичный" самолет Ан-2 (знаменитый "кукурузник"). Он и сейчас работает во многих странах. В России же остались единицы, используются на севере. Летала на Ан-2. Ощущения помню до сих пор. Тайга, болтанка, воздушные ямы. В случае чего и сесть негде. И самолет, кажется, вот-вот развалится на части. Ужас! Кстати, Ан-2 в книге рекордов Гиннесса как самый долгоживущий самолет в мире. Его до сих пор выпускают. Точнее, модифифицируют уцелевшие экземпляры. Слышала, в проекте Ан-3.
0 Ответить
В советские времена выпускались двухсекционные автобусы. Ездил в таких. Помню.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вячеслав Чермных, это были бело-красные венгерские Икарусы. В моём городе они появились в начале 70-х, были такой диковиной. Очень любила ездить на площадке, где "гармошка", там были очень удобные поручни.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Елена Максимовская, "Икарусы" были жёлтые (возможно, Вы ездили в другой их партии). Двухсекционные выпускаются и сейчас тем же ЛиАЗом, но стали несравнимо совершеннее – в частности, они теперь низкопольные, т.е. нижняя ступенька при наклоне автобуса к тротуару (система книлинга)оказывается вровень с ним. Могу добавить, что узел сочленения с понравившейся Вам площадкой – из Германии (фирма "Хюбнер", но могу ошибаться, предмет вообще-то не мой).
0 Ответить
А самый неэкзотичный, потому что наиболее многочисленный, – ЛиАЗ-677, выпускавшийся в маленьком (31 тыс. жителей) подмосковном Ликино-Дулёве. По-моему, Гиннесс не знает о приблизительно 200 000 экземплярах. Только в советское время можно было лет 30 держать на конвейере одну модель, так что рекорд – навек.
0 Ответить
Виктор Жигунов, особенно не экзотично для нас они выглядели в час пик, когда двери вплотную закрывались за спинами, а иногда ещё и сумки наружу торчали. Ох, сколько же пришлось поездить на нижней ступеньке...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Елена Максимовская, в этом не автобусы виноваты, а их нехватка. Они к концу своей эпохи стали в народе называться скотовозами. Но первое прозвище – луноход, для своего времени это был прорыв.
0 Ответить