Даже при мелочной неисправности в электронике в центрах обслуживания импортной техники никто не станет искать вышедшую из строя деталь, а просто предложат оплатить новую плату целиком. Это выгодно производителю электроники, выгодно центру обслуживания, но крайне разорительно для потребителя.
Как следствие из этого, предпочтение с покупками потребитель стал отдавать более качественным устройствам, но более дорогим. В убытке уже второстепенные фирмы, находящиеся на грани разорения. Как же выбраться им из тупика?
Все гениальное, как известно, просто. Спрос на изделия можно значительно повысить, если обратить внимание потребителя на возможность покупаемого устройства самовосстанавливаться при неисправностях. Конечно, в компоновке изделия потребуется установить дополнительный блок, контролирующий работоспособность устройства и самостоятельно действующий при ремонте. Кстати, ремонте, который в идеале должен происходить без разборки самого устройства.
Идея не новая. Она еще во второй половине минувшего века витала в воздухе и обозначалась несколько раз в специальных журналах и на научных форумах. Но продвижение тормозилось из-за инертности мышления специалистов и отсутствия примера. Первыми идею ухватили за хвост американцы. Они придумали самовосстанавливающийся предохранитель без единой электронной детали внутри!
Если кто помнит школьную физику, с помощью двух биметаллических пластинок можно разрывать электрическую цепь при большом нагреве изделия. Скажем, утюга. В нем выбирают нужный режим нагрева подошвы и при достижении заданного температурного потолка произойдет разрыв цепи. Просто и надежно. Но совершенно не годится для электронных сложных изделий. Например, для компьютеризованных. Ведь внезапное отключение при отсутствии «аварийного» блока питания чревато серьезными программными проблемами.
Американцы для своего предохранителя «Polymeric Positive Temperature Coefficient» использовали полимер с кристаллами технического углерода. При обычной температуре полимер хорошо кристаллизован и пропускает электричество. При нагреве расстояние между кристаллами углерода начинает постепенно увеличиваться, отключение устройства от сети происходит не рывком, а плавно. В дальнейшем полимер остывает и предохранитель снова готов к работе. Иными словами, сложная электроника успевает подготовиться к отключению электричества и плавно запуститься снова без участия человека.
Принцип этот оказался настоящим прорывом в сфере новых технологий. Уже несколько корпораций активно работают над самовосстанавливающимися устройствами. В частности, этим занимаются фирмы, выпускающие изделия с мониторами. Как показывает практика, самая частая неисправность мобильных устройств — трещина в дисплее, образовавшаяся из-за падения смартфона. Вернуть работоспособность мобильнику можно только заменой дисплея на новый. Стоит такая операция весьма прилично и выполняется только в крупных городах. При наличии, конечно, у мастеров-ремонтников дисплея под нужную марку мобильника.
В ближайшее время такая проблема исчезнет. В дисплеях будут использоваться нанотрубки. Их важной особенностью станет то, что при механическом повреждении дисплея (трещины) нанотрубки будут перестраиваться таким образом, чтобы дисплей продолжал работать. То есть будут исключены в картинке линии трещин.
В США сразу в двух университетах (Техаса и Иллинойса) ученые заняты созданием электронных схем, которые смогут автоматически переключаться в случае неисправности таким образом, чтобы устройства продолжали работать. Просто будет перераспределение нагрузки на другие участки. По мнению ученых, если типичные неисправности проанализировать в модельном ряде устройств, то можно еще в ходе изготовления ставить в схеме универсальный блок самовосстановления. Гарантированный срок службы устройств при этом значительно увеличится.
Выходит, средневековье - это не только рыцари в доспехах, пышные пиры в замках и красочные турниры, но и страшные болезни. Нам почему-то...