Усилиями советских ученых, авиаконструкторов, специалистов и рабочих был создан уникальный вертолет В-12 (в дальнейшем стал называться МИ-12). Аналога этой машине в мире нет до сих пор. Гигантский вертолет можно сравнить по своим параметрам в классе гигантов только с самолетом «Мрия», опять же — советского производства.
Ми-12 — очень необычный вертолет. На его конструкции впервые в мире были опробованы несколько кардинально новых решений. Главная, пожалуй, необычность этой винтокрылой машины в том, что у нее боковое размещение чрезвычайно больших винтов. Это стало мировой сенсацией, поскольку классическая схема требовала размещение винтов на крыше, что плохо сказалось бы на устойчивости вертолета в воздухе, его грузоподъемности и скорости в полете. Не говоря уж о сложностях технического обслуживания.
Предполагалось по расчетам, что МИ-12 сможет доставлять в отдаленные регионы СССР грузы весом около 30 тонн. Вертолет мог транспортировать в своем грузовом отсеке более 80 типов различных машин и оборудования, в том числе крупногабаритное военное. В частности, крылатые баллистические ракеты, танки, бронетранспортеры, артиллерийские орудия и, конечно же, самих военных. В вертолет могли сесть одновременно около 200 солдат. Собственно, вертолет и проектировался для нужд Министерства обороны СССР и военной авиации.
Дальность его полета на одной заправке горючим рассчитывалась в пределах 1000 км, что в 60-е годы минувшего века делало его лучшим в мире по этому показателю среди вертолетов военного назначения. В гражданском секторе вертолет мог использоваться в широком диапазоне экономических потребностей. В него легко входили, например, две пожарные машины. Леса в СССР тоже горели каждое сухое лето. Большой проблемой было их тушить, особенно в труднодоступных для пожарных машин местах.
Интересной и неожиданной в вертолетном конструировании оказалась двухэтажная компоновка кабины для экипажа. На нижнем уровне в кабине находились два летчика, бортинженер и бортэлектрик, а на верхнем — бортрадист и штурман. Последнему верхнее нахождение существенно помогало прокладывать маршрут не только по картам, но и визуально.
Уникальность МИ-12 касается и его силовых установок. Под этот вертолет специально был спроектирован двигатель Д-25Ф. На вертолете их было четыре. Даже при отказе двух из них, винтокрылая машина все равно держалась в воздухе.
Не менее интересно и то, что в 1971 году МИ-12 принял участие в знаменитой авиационной выставке в Ле-Бурже (Франция), где был отмечен престижной премией имени Сикорского. Показательные полеты МИ-12 совершил над Парижем, Берлином и Копенгагеном.
В рамках испытаний и модифицирования было собрано два МИ-12. Испытания прошли успешно, Госкомиссия разрешила запуск в серию, но до массового производства дело не дошло. Авиационные предприятия были загружены заказами на другие машины, а Минобороны СССР ставку сделал на более современные транспортные самолеты с большой дальностью полетов. Были и причины экономического характера.
Ныне два МИ-12 находятся на стоянке как музейные экземпляры.
Известно ли что о попытках испытать самолёт (или модель) по схеме тандем? Я сделал макет самолёта по такой схеме и только потом, "из газет" узнал её официальное название. У такой схемы немало "полезных отличий". Оценка:5 Побольше такого позитива о б/у-Союзе.
0 Ответить