Перейти к предыдущей части статьи
Как я уже писал, ничего так не стимулирует вдохновение, как чтение чужих стихов. Конечно, это могут быть стихи и вашего товарища. Но не забывайте, читать надо чаще стихотворения того уровня, к которому вы хотите приблизиться, а тут неизбежно чтение признанной классики.
Не стоит читать много плохой поэзии, чтобы потешить свое самолюбие. Мысль, что «я не хуже Васи-Пети-Коли», порочна для стихотворца, ибо расслабляет его. Даже если вы не претендуете на лавры «великого поэта», а хотите просто писать тексты для рок-группы, не ориентируйтесь только на тексты других рок-групп. К слову, почти все сильные тексты песен написаны людьми, не понаслышке знакомыми с хорошей поэзией.
На первых порах поэтического творчества количество прочитанной поэзии должно значительно превосходить количество написанной. После того, как вы более-менее будете представлять, что такое поэзия, почувствуете себя «переполненным стаканом», которому есть что сказать, начинайте активное стихотворчество. Вначале писать придётся много, ибо только постоянная практика с неизбежными неудачами позволит освоить вам технический арсенал поэзии. Можно писать и нечасто, но тогда нужно будет активнее работать над неудачными местами в уже написанном.
Если вы не обладаете феноменальной памятью, сразу заведите себе дорожный блокнот или диктофон. Поверьте, множество удачных строчек, образов, а иногда и целых стихотворений рождаются не во время корпения за письменным столом. Часто вдохновение настигает поэта во время поездок на транспорте, прогулок в лесу, какой-нибудь домашней работы или поутру, когда он еще нежится в кровати.
- Именно во время механически однообразных действий или бездействия мозг человека, настроенного на стихотворчество, начинает как бы на холостом ходу перемалывать мысли, впечатления и воспоминания в поэтическую муку, а затем с потрясающей скоростью ее отсеивать в поисках наиболее удачных строчек, рифм, метафор.
Полноценные стихотворения обычно рождаются редко — чаще всего это строчки, строфы или какие-то необычные образы (например, «Ветер в камне», «Сухие и черные кошки») и рифмы (вроде «вертела — верь телом»). Все эти наброски обязательно надо записывать в блокнот или на диктофон.
Сочинение стихотворения может начинаться по-разному. Часто рождается именно начало стихотворения — одна или несколько первых строчек. Обычно именно они «вытягивают» следующие строчки. Далеко не всегда стихотворение течет гладко: в некоторых строках выскакивает не самая удачная рифма (или она вообще не выскакивает), в других — некоторые слова не укладываются в ритм. Если вы чувствуете, что вдохновение влечет вас дальше и стихотворение пишется, не обращайте внимания на недочеты — пишите до конца. Не бойтесь писать неудачные строки, если они необходимы, чтобы написать удачные. Просто помечайте их. Потом вернетесь и доработаете.
Нередко стихотворение отталкивается от какой-нибудь ключевой не начальной строчки, и тогда весь текст приходится строить, отталкиваясь от нее. В этом случае начать стихотворение гораздо сложнее. Бывает и так, что стихотворение рождается с конца. Как в случае с Л. Кэрроллом, чья абсурдная поэма «Охота на Снарка» выросла из строчки, ставшей финальной: «Ибо Снарк оказался Буджумом».
Помните, что в поэзии, прежде всего, важны ритм, звук и слова. Если у вас нет четкого представления о конечной цели стихотворения, позвольте ему развиваться свободно. Лучше подстраивать смысл под слова, чем слова под смысл. В истинном стихотворении смысл появится и, скорее всего, окажется намного богаче и естественнее, чем тот, который вы надумаете сухим разумом.
Еще более сложным, с моей субъективной точки зрения, является написание стихотворения на какую-то конкретную волнующую тему, особенно с четким сюжетом. Повторю, что если эту тему лучше описать прозой, превращать ее в рифмованные строчки не стоит.
- Писать стихами надо тогда, когда вы чувствуете, что только таким образом можно раскрыть ее полнее, сделать намного эффектнее и богаче прозаического изложения. Тогда на сюжет должен работать весь поэтический арсенал — ритмика, образность, звучание.
Но если цель стихотворения исключительно прагматичная — текст для утренника, юбилея, КВН, посвящения, тогда надо четко ориентироваться на целевую аудиторию. То есть не усложнять без надобности, сделать стих доступным и понятным для адресата. Стих, который вручается на день рождения маме, должен учитывать ее вкус и не содержать непонятных ей изысков (сколь бы хороши они не были).
И еще один вопрос: можно ли компилировать стихотворение из разных «кусков», сочиненных в разное время и по разному поводу?
Если «исходники» слишком большие, скорее всего, это закончится неудачей — швы между разными частями текста будут весьма заметны. Зато вполне допустимо встраивать небольшие фрагменты — строчки, образы, при условии, что они прекрасно вписываются в концепцию стихотворения.
Если вы пишете крупную форму — поэму или либретто оперы, возможны включения в текст и крупных вставок, иногда даже отдельных стихотворений. Так, например, сделал А. Вознесенский, включив в основной текст либретто оперы А. Рыбникова «Юнона и Авось» другие свои стихотворения — начиная с «Саги» («Я тебя никогда не увижу…») и заканчивая переводом Микеланджело («Создатель»).
Однако подобное построение должно иметь внутреннюю логику и не выглядеть «инородным» вкраплением.
Хорошо, с юмором написано. И вспомнил, как отец моей тёти (жены папиного брата) в 1956 году рассказывал о лекциях Жуковского по...