Сергей Курий Грандмастер

Стихосложение-23. Как поймать вдохновение?

Пришла пора оставить возвышенные слова и перейти непосредственно к поэтической практике. Итак, как же вызвать вдохновение и не упустить его?

Фото: Depositphotos

Перейти к предыдущей части статьи

Как я уже писал, ничего так не стимулирует вдохновение, как чтение чужих стихов. Конечно, это могут быть стихи и вашего товарища. Но не забывайте, читать надо чаще стихотворения того уровня, к которому вы хотите приблизиться, а тут неизбежно чтение признанной классики.

Не стоит читать много плохой поэзии, чтобы потешить свое самолюбие. Мысль, что «я не хуже Васи-Пети-Коли», порочна для стихотворца, ибо расслабляет его. Даже если вы не претендуете на лавры «великого поэта», а хотите просто писать тексты для рок-группы, не ориентируйтесь только на тексты других рок-групп. К слову, почти все сильные тексты песен написаны людьми, не понаслышке знакомыми с хорошей поэзией.

На первых порах поэтического творчества количество прочитанной поэзии должно значительно превосходить количество написанной. После того, как вы более-менее будете представлять, что такое поэзия, почувствуете себя «переполненным стаканом», которому есть что сказать, начинайте активное стихотворчество. Вначале писать придётся много, ибо только постоянная практика с неизбежными неудачами позволит освоить вам технический арсенал поэзии. Можно писать и нечасто, но тогда нужно будет активнее работать над неудачными местами в уже написанном.

Диктофон поможет не упустить момент вдохновения
Диктофон поможет не упустить момент вдохновения
Фото: Depositphotos

Если вы не обладаете феноменальной памятью, сразу заведите себе дорожный блокнот или диктофон. Поверьте, множество удачных строчек, образов, а иногда и целых стихотворений рождаются не во время корпения за письменным столом. Часто вдохновение настигает поэта во время поездок на транспорте, прогулок в лесу, какой-нибудь домашней работы или поутру, когда он еще нежится в кровати.

  • Именно во время механически однообразных действий или бездействия мозг человека, настроенного на стихотворчество, начинает как бы на холостом ходу перемалывать мысли, впечатления и воспоминания в поэтическую муку, а затем с потрясающей скоростью ее отсеивать в поисках наиболее удачных строчек, рифм, метафор.

Полноценные стихотворения обычно рождаются редко — чаще всего это строчки, строфы или какие-то необычные образы (например, «Ветер в камне», «Сухие и черные кошки») и рифмы (вроде «вертела — верь телом»). Все эти наброски обязательно надо записывать в блокнот или на диктофон.

Сочинение стихотворения может начинаться по-разному. Часто рождается именно начало стихотворения — одна или несколько первых строчек. Обычно именно они «вытягивают» следующие строчки. Далеко не всегда стихотворение течет гладко: в некоторых строках выскакивает не самая удачная рифма (или она вообще не выскакивает), в других — некоторые слова не укладываются в ритм. Если вы чувствуете, что вдохновение влечет вас дальше и стихотворение пишется, не обращайте внимания на недочеты — пишите до конца. Не бойтесь писать неудачные строки, если они необходимы, чтобы написать удачные. Просто помечайте их. Потом вернетесь и доработаете.

Не бойтесь записывать неудачные строчки - доработаете их потом
Не бойтесь записывать неудачные строчки — доработаете их потом
Фото: Depositphotos

Нередко стихотворение отталкивается от какой-нибудь ключевой не начальной строчки, и тогда весь текст приходится строить, отталкиваясь от нее. В этом случае начать стихотворение гораздо сложнее. Бывает и так, что стихотворение рождается с конца. Как в случае с Л. Кэрроллом, чья абсурдная поэма «Охота на Снарка» выросла из строчки, ставшей финальной: «Ибо Снарк оказался Буджумом».

Помните, что в поэзии, прежде всего, важны ритм, звук и слова. Если у вас нет четкого представления о конечной цели стихотворения, позвольте ему развиваться свободно. Лучше подстраивать смысл под слова, чем слова под смысл. В истинном стихотворении смысл появится и, скорее всего, окажется намного богаче и естественнее, чем тот, который вы надумаете сухим разумом.

Еще более сложным, с моей субъективной точки зрения, является написание стихотворения на какую-то конкретную волнующую тему, особенно с четким сюжетом. Повторю, что если эту тему лучше описать прозой, превращать ее в рифмованные строчки не стоит.

  • Писать стихами надо тогда, когда вы чувствуете, что только таким образом можно раскрыть ее полнее, сделать намного эффектнее и богаче прозаического изложения. Тогда на сюжет должен работать весь поэтический арсенал — ритмика, образность, звучание.

Но если цель стихотворения исключительно прагматичная — текст для утренника, юбилея, КВН, посвящения, тогда надо четко ориентироваться на целевую аудиторию. То есть не усложнять без надобности, сделать стих доступным и понятным для адресата. Стих, который вручается на день рождения маме, должен учитывать ее вкус и не содержать непонятных ей изысков (сколь бы хороши они не были).

Если вы пишете стихи для праздника, подстраивайте текст под целевую аудиторию
Если вы пишете стихи для праздника, подстраивайте текст под целевую аудиторию
Фото: Depositphotos

И еще один вопрос: можно ли компилировать стихотворение из разных «кусков», сочиненных в разное время и по разному поводу?

Если «исходники» слишком большие, скорее всего, это закончится неудачей — швы между разными частями текста будут весьма заметны. Зато вполне допустимо встраивать небольшие фрагменты — строчки, образы, при условии, что они прекрасно вписываются в концепцию стихотворения.

Если вы пишете крупную форму — поэму или либретто оперы, возможны включения в текст и крупных вставок, иногда даже отдельных стихотворений. Так, например, сделал А. Вознесенский, включив в основной текст либретто оперы А. Рыбникова «Юнона и Авось» другие свои стихотворения — начиная с «Саги» («Я тебя никогда не увижу…») и заканчивая переводом Микеланджело («Создатель»).

Однако подобное построение должно иметь внутреннюю логику и не выглядеть «инородным» вкраплением.

Продолжение следует…

Статья опубликована в выпуске 25.02.2020
Обновлено 26.02.2020

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: