Недавно мне на глаза попалась книга «Камикадзе. „Божественный ветер“ в истории Японии», автором которой является А. Спеваковский — доктор исторических наук, этнограф, преподающий в институте города Отару (Япония). В ней прослеживаются веяния самопожертвования во имя Императора с древних времен до капитуляции Японии во Второй мировой. А мне хотелось бы остановиться на некоторых видах отрядов камикадзе, о которых упоминается в этой книге.
Адмирал Ониси Тацудзиро считается создателем отрядов смертников. Он утверждал, что такой способ ведения войны приведет к победе над американскими войсками на Тихом океане. Хотя впервые отряд моряков-смертников был применен еще в Русско-японскую войну. Тогда добровольцы вели старые суда с взрывчаткой в гавань Порт-Артура, чтобы там их взорвать и блокировать русские корабли.
Как правило, в печати упоминаются воздушные тараны и пикирование морской авиации, управляемой камикадзе, на корабли противника с целью их потопления. Но фантазиям японских военных конструкторов не было предела.
Для потопления вражеских судов были сконструированы самолеты-снаряды «Ока» («Цветы вишни»). Это были монопланы из дерева и металла, длиной 6 м и с размахом крыльев 5 м. Снарядами управляли летчики-смертники. На борту имелись бомбы весом около 2000 кг. После отстрела от самолетов-носителей снаряды при пике развивали скорость около 1040 км/ч, что позволяло уйти от истребителей противника и достичь цели.
Человеко-торпеды «Кайтан» (дословно «Восстановление сил после удара») имели длину 15 м, были начинены 1,5 т взрывчатки и развивали скорость 30 узлов. Устройства были оснащены катапультой. Цель обнаруживалась с помощью перископа, и на расстоянии не более 100 м смертник приводил в действие заряд, после чего мог катапультироваться. Но средством спасения никто не пользовался, т.к. был риск, что без управления торпеда могла сбиться с курса. Такие торпеды переправляли специальные подводные лодки по 4−6 штук.
Катера со смертниками «Синьё» («Потрясение океана») и «Марурэ» были изготовлены из дерева. Их длина составляла 6 м, водоизмещение 1,4 т, они развивали скорость 23 узла. На борту имелись глубинные бомбы по 300 кг или взрывчатка. Локаторы противника легко их засекали еще на дальнем расстоянии и уничтожали артиллерией.
Подводные лодки-малютки «Корю» («Дракон») и «Кайрю» («Морской дракон») управлялись двумя смертниками и развивали скорость 16 узлов. Радиус действия был 1000 миль.
Человеко-мины «Фукурю» («Драконы подводного грота») выполняли диверсионную работу. Они скрытно подплывали к корпусу вражеского судна и подрывались вместе с ним.
По словам автора книги, уникальной разработкой того времени были гидросамолеты «Сейран» («Горный туман»), базирующиеся по 4 шт. на борту гигантских подводных лодок «Сентоку» водоизмещением 4100−6500 тонн, которые за размеры прозвали «мамонтами». Самолеты, управлявшиеся пилотами-смертниками, взлетали по специальным направляющим сразу после всплытия лодки. Кстати, размеры лодок-носителей впоследствии смогли превзойти только атомные подводные корабли.
Первые отряды смертников формировались из добровольцев. Но потом, когда аппетиты военного командования разыгрались, в отряды призывали даже 15−16-летних мальчиков. Многие из таких пилотов практически умели только взлетать. Но командованию это было только на руку.
Возникает вопрос: как сотни людей решили осознанно идти на смерть в расцвете сил? Все дело в религии Синто. Ее представители внушали японцам с детских лет, что люди, отдавшие свои жизни за Императора, после смерти становились богами, живущими в храме Ясукуни.
Такая агитация повышала градус патриотизма как в войсках, так и среди мирного населения. Только вот, чувствуя дыхание поражения, японское командование зарвалось. Добровольческие отряды самоубийц переросли в машину по убийству японского молодого поколения, требующую все больше жертв.
Акт о безоговорочной капитуляции, подписанный представителями Японии 2 сентября 1945 года, «отрезвил» военное руководство. Только тогда палачи, отправлявшие сотни воинов на верную смерть, пришли в себя и поняли, что теперь их руки будут в крови до конца дней. Совесть их, наконец, проснулась. Так адмирал Ониси, претворивший идею «божественного ветра» в жизнь, совершил ритуальное самоубийство. А вице-адмирал Угаки отправился в последний полет вслед за летчиками-камикадзе, погибшими по его вине.
А. Спеваковский отмечает в своей книге, что и в самой Японии отношение к камикадзе неоднозначное. Был период, когда их покрывали позором. Но большинством японцев эти воины почитаются как национальные герои. Автору книги довелось пообщаться с одним из бывших военных летчиков, Хамадзоно Сигёси, который был обречен на смерть, но чудом выжил.
А в 2007 году в Японии вышел фильм о камикадзе «За тех, кого мы любим». В нем рассказывается о последних днях жизни обреченных молодых людей. В центре сюжета реальная история простой японской женщины Симахамы Томэ, которая по мере сил ухаживала за ними, за что они называли ее матерью камикадзе.
На каждой войне есть место самопожертвованию, когда человек ценой своей жизни исполняет долг перед Родиной. Но, наверное, это нелегкое решение он должен принять добровольно. Самопожертвование не должно перерастать в массовые самоубийства. Если бы 2 сентября 1945 года власти Японии не подписали Акт о безоговорочной капитуляции, то возможно, зарвавшееся военное командование могло бы истребить все молодое поколение Страны восходящего солнца.
Очевидно, я про это недостаточно знаю, но про смертников с минами на шесте для уничтожения советских танков, писал еще на Халхин-Голе Симонов, а в 1945 смертники подрывали наши танки, старались взорваться в гуще наших солдат и взрывали мосты.
И, лично мне, не верится, чтобы взаправду в Японии хоть когда-то глумились над камикадзе.
Было время, когда могли понять камикадзе, отказавшихся самоубиться без смысла, но, боюсь, что этот период развития Японии уже давно прошел.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Недавно прочла книгу того же автора "Религия Синто и войны", которая была написана ещё в советское время. В ней автор резко критикует сторонников и идейных вдохновителей камикадзе, хотя в книге "Божественный ветер" в истории Японии " он более лояльно относится к этому. Получается, что даже сам автор со временем поменял свое мнение!
0 Ответить
Игорь Вадимов, период глумления над остатками камикадзе, как и над императором, был, и довольно долгий (против императорского дворца и сейчас порой экзерсисы устраивают). но то от недобитых вояк, большинству населения в напрочь раздолбанной стране было как-то не до того. и соотвесно не в качестве виноватых за всю войну, а в качестве неудачников, не погибших за императора
0 Ответить
Rainbow Spike, Вы открываете мне Японию совсем с неизвестной мне стороны.
Глумиться над останками ИМПЕРАТОРА????
Собирать по клочкам трупы камикадзе только для того, чтобы над ними глумиться у императорского дворца???? -- Предварительно перевезя их туда с поля боя!?!?
Камикадзе-летчики исчезали вместе со своими самолетами, тут глумиться было не над чем.
Камикадзе-подводники после взрыва своей торпеды тоже исчезали.
Были еще камикадзе-пехотинцы, которые обвязывали себя взрывчаткой и подрывались - как тут собрать то, над чем "поглумиться"?
Странно и невероятно - не соврали же Вы...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Игорь Вадимов, качество использования смертников в Квантунской армии было не очень высоким (как и в воздухе, кстати). всю жизнь тренируясь гонять китайцев, тут они были отправлены против прибывших с европейских фронтов войск с чудовищно огромным военным опытом. часто они прятались в кустах у дороги и во время зачистки местности получали целебную очередь из автомата
0 Ответить
ещё штришок. военные городки, охранявшие японских поселенцев, были снабжены вышками с пулемётными точками, но уже задолго до появления советских войск Квантунская армия стала испытывать такой оружейный голод, что большинство пулемётов оказались в итоге неплохо сделанными картонными муляжами. китайцы, сопровождавшие наши войска, от такого весьма освирепели и большинство городков раздолбали самостоятельно. вот против них японские смертники действовали гораздо успешнее
0 Ответить