Мир знает Меррилла, прежде всего, как автора и первого исполнителя песни «I Love Rock 'n Roll». Вот только для того, чтобы песня стала большим хитом, понадобилось целых 7 лет и одна неординарная девушка…
Как ни странно, свою славу Меррилл обрёл за пределами США. Так в начале 1970-х годов он снискал большую популярность в Японии, а в 1974-м создал группу ARROWS, которая базировалась в Лондоне. Продюсером группы тоже был британец, а именно небезызвестный Микки Мост, работавший с такими исполнителями, как The ANIMALS, HERMAN’S HERMITS, HOT CHOCOLATE, Донован, Лулу, Сюзи Кватро и др.
Начиналось всё вроде неплохо. Первые три сингла ARROWS — «Touch Too Much», «Toughen Up», «My Last Night With You» — попали в британские чарты. А вот дальше не заладилось. Причём песне «I Love Rock 'n Roll» не везло с самого начала…
Авторами этой композиции значатся Алан Меррилл и его коллега по группе — Джейк Хукер (хотя позже Меррилл и заявит, что участие Хукера в написании песни было чисто символическим). По словам Алана, песня была некой реакцией на хит The ROLLING STONES «It's Only Rock 'n Roll» («Это всего лишь рок-н-ролл»). Музыканту показалось, что «роллинги» таким образом смущённо оправдываются перед своими новыми друзьями из аристократической элиты — всеми этими «принцами и принцессами».
В ответ Меррилл решил сочинить образцовую рок-н-ролльную песню, в которой без всяких обиняков признавался в горячей любви к этому жанру.
На первый взгляд, сюжет «I Love Rock 'n Roll» не блистал оригинальностью. Парень встречал в баре девушку, заводил музыкальный автомат (т.н. джубокс), после чего разгорячённая рок-н-роллом парочка ехала на квартиру, чтобы заняться понятно чем…
Однако сама структура песни была довольно хитроумной. Дело в том, что припев представлял собой тот самый вымышленный музыкальный хит, который звучит из музыкального автомата. То есть одна песня была как бы помещена вовнутрь другой. Меррилл этой «фишкой» очень гордился, хотя и не все её замечали…
А вот Микки Мост хита не заметил. Он выбрал для первой стороны сингла балладу «Broken Down Heart», а «I Love Rock 'n Roll» запихнул на вторую. Правда, через какое-то время жене продюсера — Кристине Хейс — удалось убедить мужа поменять стороны местами.
К сожалению, это не помогло. В момент выхода сингла (июль 1975-го) рок-группа находилась в напряжённых отношениях со своим лейблом, а тут ещё началась забастовка английских газетчиков. В итоге «I Love Rock 'n Roll» пролетел мимо чартов…
Впрочем, была от песни и некоторая польза. В том же 1975 году ARROWS исполнили «I Love Rock 'n Roll» на телешоу «45». Выступление так понравились ведущей Мюрриэль Янг, что она предложила музыкантам вести собственное «The Arrows Show». Шоу длилось с 1976 по 1977 год, и «I Love Rock 'n Roll» звучала там не раз.
Одно из этих выступлений увидела по телевизору 18-летняя американская девчонка по имени Джоан Джетт. Несмотря на свой юный возраст, она уже год колесила по миру в составе группы The RUNAWAYS и как раз пребывала с гастролями в Англии.
The RUNAWAYS были одним из первых рок-бэндов, который полностью состоял из девушек. С одной стороны, данный факт привлекал внимание публики, с другой — никто не воспринимал группу всерьёз.
Джоан Джетт:
«Люди хотели знать, почему это девушки играют рок-н-ролл. Но разве тот факт, что у вас женская оболочка, заставляет струны звучать по-другому? А ведь нам действительно задавали вопросы, вроде «Кем вы ощущаете себя на сцене — женщиной или мужчиной?».
Джетт признавалась, что всегда любила простые рок-н-ролльные песни, которые не «грузят» сложными проблемами.
Джоан Джетт:
«Я не могу наслаждаться музыкой, если мне нужно время, чтобы в ней разобраться. Мне нравится, чтобы всё было просто. Милые маленькие песни, которые люди могут понять и применить к себе».
Именно такой песней и была «I Love Rock 'n Roll», которую Джоан тут же захотела записать. Однако коллеги по The RUNAWAYS эту идею отвергли. Они отдавали предпочтение тяжёлой музыке, в то время как Джетт была без ума от глэм-рока и панка. Особенно её вдохновляла британская рок-певица Сюзи Кватро — маленькая девушка, которая по своей энергетике не уступала мужчинам (Джоан подражала ей даже стилем одежды и причёской).
От идеи записать «I Love Rock 'n Roll» Джетт не отказалась и призвала на помощь участников SEX PISTOLS — Стива Джонса и Пола Кука. В 1979 году эта версия вышла на обратной стороне её сольного сингла «You Don’t Own Me» (ещё один кавер — на это раз на старую песню Лесли Гор).
Сингл прошёл незамеченным, а тут ещё и The RUNAWAYS распались. Джоан чуть было не пустилась во все тяжкие, но ситуацию спас продюсер Кенни Лагуна. Он поверил в потенциал девушки и даже выкупил права на три ранее записанных песни — в том числе на «I Love Rock 'n Roll». Как и Джетт, Лагуна был убеждён, что эта песня — потенциальный хит, но решил на время её придержать. И вот почему…
Дело в том, что певица со своей новой группой The BLACKHEARTS (на этот раз всё окружение было мужским) никак не могла заключить контракт на запись. Когда ей отказали два десятка лейблов, Лагуна решил издать первый альбом своими силами и распространять его на концертах.
Постепенно группу заметили, а синглы «Do You Wanna Touch Me» и «Bad Reputation» просочились в радио-эфир. Особенно впечатляла песня «Дурная репутация» — она звучала дико, вызывающе и была своеобразным ответом тем, кто считал, что девушкам не место на рок-сцене.
Автор перевода — Shadow:
Мне наплевать на мою плохую репутацию.
Ты живёшь в прошлом, а это новое поколение.
И девушка может сделать то, что хочет,
И поэтому я собираюсь это сделать.
И мне наплевать на мою плохую репутацию…
Когда контракт с лейблом был, наконец-то, заключён и The BLACKHEARTS приступили к записи второго альбома, пришло время достать из закромов «I Love Rock 'n Roll». Расчёт оказался верным — сингл с песней попал на вершину американского топа и провёл там целых 7 недель.
Думаю, секрет успеха заключался именно в том, что песню исполнила женщина. Дело в том, что версия Джоан Джетт не так уж сильно отличалась по аранжировке от оригинала ARROWS (разве что звучала более «плотно»). А вот содержание коренным образом изменилось — герои песни как бы поменялись ролями. Теперь уже девушка «снимала» парня у музыкального автомата и волокла его к себе домой. Недаром версию Джетт многие считают одним из «кирпичиков» в борьбе женщин за равноправие с мужчинами.
Масла в огонь подлил и клип на песню, где затянутая в кожу певица выглядела такой же крутой и агрессивной, как и рок-мужики. Интересно, что первоначально видео было цветным. Однако Джоан не понравилось обилие ярких цветов, и клип переделали в чёрно-белый (это добавляло суровости и привносило налёт ретро).
Сегодня можно найти и первоначальную версию, где видно, что комбинезон певицы был не чёрным, а красным.
В 1993 году было снято ещё одно видео, приуроченное к выходу саундтрека «Мир Уэйна-2», где концертное выступление сопровождалось кадрами из фильма.
Бытует мнение, что сама певица преуменьшает значение своей «прорывной» песни. Мол, она даже не сыграла её, когда в 2015 году The BLACKHEARTS вводили в «Зал славы рок-н-ролла». Мне кажется, что Джоан просто не хотела, чтобы её карьера ассоциировалась с одним хитом. Ведь в её дискографии есть и другие успешные песни — как каверы вроде «Crimson and Clover» (№ 7 в США, 1982), так и оригинальные композиции вроде «I Hate Myself for Loving You» (№ 8 в США, 1988).
Что касается «I Love Rock 'n Roll», то именно благодаря Джоан Джетт на эту песню до сих пор продолжают записывать каверы. В 2001 году свою версию записала даже поп-звезда Бритни Спирс. Многие критики посчитали запись неудачной, что не помешало синглу стать № 3 в Британии.
Ещё больший успех снискала пародия, записанная семьёй блогера LadBaby под названием «I Love Sausage Rolls» («Я люблю сосиски в тесте»). Релиз стал британским рождественским хитом 2019 года, заняв 1-е место в чартах. Все доходы от песни пошли в благотворительный банк, помогающий бедным.
Ну, и, конечно, сама Джоан Джетт никогда не забывала о той роли, которую «I Love Rock 'n Roll» сыграла в её судьбе. После смерти автора песни она сделала следующую запись в «Твиттере»:
Только что узнала ужасные новости, что Алан Меррилл покинул нас. …Я до сих пор помню, как смотрела ARROWS по телевизору в Лондоне и была поражена песней, которая просто кричала мне с экрана. С глубокой благодарностью и грустью желаю ему безопасного пути на другую сторону.
Выходит, средневековье - это не только рыцари в доспехах, пышные пиры в замках и красочные турниры, но и страшные болезни. Нам почему-то...