Животных в качестве символов веками используют в искусстве живописи, чтобы подчеркнуть те или иные черты своих персонажей. Или намекнуть на что-то, явно в произведении вроде бы не отраженное.
Попробуем познакомиться с некоторыми такими животными-символами, часто фигурирующими в классической живописи?
Например, голубь, всем известный символ Святого Духа. Только голубем символизм животных, разумеется, не ограничивается. А мы коснемся не всех животных, а тех, что ближе всего современному горожанину. Конечно, речь о собаках и кошках.
Изображение собаки обнаруживается, к примеру, в древних Помпеях. Ну тех, для которых наступил «Последний день»… А до того их жители занимались тем, что иногда изображали собак.
Впрочем, «наручные» собачки действительно были весьма популярны. Вероятно, и как любимцы своих владелиц тоже, хотя есть и кое-какие версии, объясняющие «ношение собачек» практической необходимостью. Например, мне встречалась версия (правда, речь там шла не о Европе, а о дальневосточных странах), что такая собачка — последнее «средство самозащиты» знатной дамы. И что такая собачка, выпущенная в лицо злоумышленнику, даст хозяйке возможность выиграть время до прихода на помощь.
Ну, а наиболее реалистично — что животное отвлекало на себя кусачих насекомых, выступая в роли блохоловки. Увы, такова реальность того, не очень гигиеничного, времени.
Или крупный охотничий пес на портрете знатного человека. Он здесь, разумеется, уместен и вполне вписывается в сюжет картины.
Тем не менее старые мастера редко ограничивали свои картины одним-единственным сюжетным планом. Так что в их работах всегда уместно поискать символизм. И собаки как раз и являются одними из популярных символических фигур, авторских уточнений, «подсказывающих», какой смысл художник хотел вложить в картину. Да-да, примерно ту же функцию в наше время выполняют смайлики…
В общем, нам стоит поискать за сюжетом скрытые значения. Современники же и так прекрасно понимали авторов.
- С собакой все довольно просто: говоря обобщенно, чаще всего она символизирует высокую нравственность.
В классической живописи, особенно портретной, собаки часто символизируют честь, верность, преданность в разных аспектах, в зависимости от контекста.
Это вернувшийся «Одиссей признан своей собакой» (Теодор ван Тюльден, XVII век)
«Женщина со щенком» Аньоло Бронзино. Красный цвет, символизирующий статусность, а может быть, и чувственность, сочетается с собачкой — символом честности и верности.
А вот в «Портрете четы Арнольфини» собачка явно символизирует супружескую верность.
Существует вероятность, что речь идет о преданности и памяти по уже покойной супруге…
И другой тип преданности, хотя это уже английский анималист XIX века Чарльз Бартон Барбер.
А вот у другого англичанина, Артура Уэлсли, две матери, ведущие своих детей спать.
Так что представления о собаке, как «нечистом» животном, в живописи не очень отразились.
Хотя и этот аспект отчасти отражен. Иногда собака символизирует… похоть. Но к этой теме мы еще вернемся, а пока — вот собака в библейском сюжете, в «Тайной вечере» Паоло Веронезе.
Нетрудно догадаться, кто это отвернулся от Христа, отвлекшись на собаку…
И в рубенсовском «Пире у Симона Фарисея» собака смотрит явно недобро, да и находится на стороне фарисеев!
Но конечно, куда чаще роль «негативного» символа отводится не собаке, а кошке. Вот, например… хотя начнем с еще одной собаки. Вот с этой, сопровождающей Венеру Урбинскую и символизирующей верность (скорее всего, в браке) и домашний уют. Предположительно, это свадебный портрет, тут все нормально и никаких «подводных камней» вроде бы не наблюдается.
Вроде бы. В отличие от написанной через три века и не менее знаменитой «Олимпии» Эдуарда Мане. Написанной с явной отсылкой к картине Тициана, но… несколько «наоборот». Здесь тоже присутствует животное, только кошка — черная, прогибающаяся, с приподнятым хвостом.
- В противоположность тициановской уютно спящей собачке, это — очевидный символ блуда, греховности, а без морализаторских оценок — чувственности и сексуальности.
Просто эта ассоциация может быть иметь разную коннотацию.
Как, впрочем, и собака — то она символизирует верность, то сексуальность. Вот и кошка: в одни времена она — символ порочности и греховности, в другие — эротизма без особо негативной окрашенности.
Вот, например, у Федерико Бароччи («Мадонна с кошкой», 1575):
Такое впечатление, что котик тут символизирует скорее спокойствие и домашний уют. Во-первых, он спокойно спит в той же позе, что и свернувшиеся клубком собачки. Во-вторых, котик белый.
А вот наброски не написанной картины «Мадонна с кошкой» «нашего всего» — Леонардо да Винчи:
Все это выглядит несколько странно в Европе, где кошка еще в 1233 году упомянута в булле Папы Григория IX как один из образов, в котором «еретикам показывался дьявол».
А как раз в эпоху Ренессанса, в XVI веке, появляется, например, «Исследование о ведьмах» Варфоломея де Спины, где «…демоны появлялись в образе кошек…».
Так что уместнее для того времени были сюжеты типа «Благовещения» Лоренцо Лотто: это сам дьявол убегает в образ кошки…
И это не единственный вариант «Благовещения с котиками». И даже не только с котиками.
Вот, например, Бартоломео Капорали, 1480-е годы.
А вот начало 1400-х годов:
Впрочем, как мы уже выяснили, не все было так плохо и однозначно. В конце концов, Европа большая и даже в католических странах отношение и к инквизиции, и к кошкам бывало далеко не однородным.
Ну, а в XIX веке замечательных собак и кошек нам демонстрируют импрессионисты.
Вот Ренуар, вообще, кажется, отличавшийся любовью к изображению животных:
Вот Клод Моне…
Впрочем, импрессионизм — это реалистическая живопись, в которой уже не стоит искать скрытых смыслов, символики и подтекстов… если, конечно, это не картины Эдуарда Мане. О котором нужно говорить отдельно.
И сейчас отношение к кошке в искусстве иное. И как к символу — например, домашнего уюта и дома вообще. И просто как… как к домашнему питомцу. Мы ведь любим котиков. Почти как древние египтяне или царь Алексей Михайлович, чей любимый кот увековечен на гравюре XVII века…
Мне попадалась версия о том, что портрет царского кота является карикатурой на кого-то из хитрющих вельмож той эпохи, или даже на самого Алексея Михайловича. Лично я считаю такую догадку неправдоподобной - все карикатуры и шаржи, старинные и современные непременно снабжают зверей-людей чем-то человеческим, какими-то деталями одежды, титула, а тут просто портрет котика. Нужно признать, что котиков любили во все века и рисовали, так как фотокамер не имели.
Оценка статьи: 5
0 Ответить