Возможно, на моё отношение повлияло то, что первый раз «Криминальное чтиво» я смотрел не один, а в компании приятелей. Приятели к тому времени посмотрели фильм не один раз и так бурно восторгались каждой фразой и сценой, что в конце я уже не мог понять — действительно мне понравилось или меня в этом убедили?
То ли дело песни! Как только у меня появилась возможность, я тут же приобрёл кассету с саундтреком и крутил её дни напролёт. Во-первых, потому, что подборка была настолько разнообразной, что долго не надоедала. Во-вторых, потому, что практически ни одну композицию я до этого не слышал (ну, может, разве только «Son Of A Preacher Man», а может, и нет).
Конечно, я был не самый продвинутый меломан, а про Интернет в середине 1990-х и вовсе ничего не слышал. Тем не менее оказалось, что и для западного слушателя (особенно молодёжи) саундтрек во многом стал сюрпризом.
Дело в том, что Тарантино всегда был поклонником довольно старенькой поп- и рок-музыки (в его фильмах трудно найти композиции, написанные позже 1970-х годов), да ещё и предпочитал извлекать из своих меломанских закромов что-то особенное и изрядно подзабытое.
Тому были и объективные причины. Как известно, для киносреды Квентин был типичным «выскочкой» — профессионального образования он не имел и накануне своей славы работал простым продавцом в магазине проката видеокассет. Свой дебютный фильм — «Бешеные псы» — Тарантино снял буквально чудом и за сущие гроши. Когда «Псов» заметили и оценили, стало полегче, но бюджет «Криминального чтива» всё ещё был достаточно ограниченным. А следовательно, приобрести права на любую песню, которую душа пожелает, кинорежиссёр не мог.
Впрочем, Тарантино по этому поводу не сильно парился. Он принципиально не хотел брать в саундтрек слишком известные и раскрученные хиты — особенно те, которые уже звучали в культовых фильмах.
К. Тарантино:
Я бы не стал использовать «Полёт Валькирий» Вагнера, потому что его уже использовал Коппола (в фильме «Апокалипсис сегодня» — С.К.). Я мог бы использовать музыку Морриконе, но только не из фильма «Хороший, плохой, злой».
В результате такого подхода саундтрек к «Криминальному чтиву», по сути, заново «открыл» для массовой аудитории многие старые хиты. В первую очередь, это касается сёрф-рока — музыкального стиля, зародившегося на побережье Калифорнии и имевшего огромную популярность в первой половине 1960-х.
Сам Тарантино всегда недоумевал, какое отношение эта атмосферная гитарная музыка имеет к сёрфингу. Он ощущал, что по духу она больше напоминает некий рок-н-ролльный аналог той музыки, которую Эннио Морриконе сочинял для т.н. «спагетти-вестернов» (т.е. вестернов итальянского производства).
Сёрф-композиции составляли чуть ли не треть всего саундтрека «Криминального чтива». Поэтому после громкого успеха фильма интерес к этому стилю вспыхнул с новой силой. Лейбл «Drl-fi records», которому принадлежали права на две композиции из «Чтива» («Bullwinkle Part II» и «Surf Rider»), решил ковать деньги, пока горячо, и сразу же выпустил целый сёрф-сборник. При этом название сборника — «Pulp Surfin» — обыгрывало оригинальное название фильма — «Pulp Fiction», а обложка пародировала постер с возлежащей Мией Уолесс.
Отблески славы попали и на других исполнителей. Например, на певицу Марию МакКи, получившую неплохие роялти за использование песни «If Love Is a Red Dress» (хотя она и звучит в фильме лишь фрагментарно). Или на URGE OVERKILL, чей кавер «Girl, You’ll Be a Woman Soon» стал единственным большим хитом группы.
Как я уже писал выше, саундтрек «Криминального чтива» был довольно пёстрым. Кроме сёрф-композиций, там можно услышать соул, кантри, рокабилли.
К. Тарантино:
Когда меня спрашивают, какую музыку я слушаю, я не знаю, что сказать. Я слушаю самое разное.
Тарантино ничуть не смущало, что в фильме, действие которого явно развивается в 1990-е, почти нет современных песен. Правда, поговаривают, что оригинальную песню для «Чтива» порывался написать сам Курт Кобейн. Но тогда как-то не сложилось, а в апреле 1994-го лидер NIRVANA покончил с собой. Подруга Квентина — Лора Лавлэйс — вспоминала, что Квентин жалел о несбывшемся сотрудничестве и как-то сказал: «Эх, у нас могла бы быть последняя песня Курта Кобейна!»
Тем не менее режиссёр настаивал, что не нравится, когда песни служат всего лишь маркерами отображаемой в фильме эпохи (как, например, в знаменитом саундтреке к «Форресту Гампу»). Мол, если у нас 60-е, то мы пихаем в фильм как можно больше громких хитов 60-х. Тарантино к эпохе не привязывался. В том же фильме «Джанго», повествующем о временах рабства, мы можем услышать и классическую музыку, и кантри-балладу, и даже современный рэп.
Киномузыка в фильмах Тарантино служит, прежде всего, для того, чтобы создать нужное настроение, а в идеале — вообще слиться со сценой в неразрывном единстве. Согласитесь, мы ещё долго будем при звуках «Girl, You’ll Be a Woman Soon» представлять танцующую героиню Умы Турман, а при звуках «Flowers on the Wall» — довольное лицо героя Брюса Уиллиса.
Напоследок стоит отметить, что в отборе музыки для «Криминального чтива» принимал участие не только Тарантино. Идеи стали накапливаться ещё в те годы, когда будущий режиссёр работал в магазине и крепко дружил с другим продавцом — Чаком Келли, и его тогдашней подругой — Лорой Лавлэйс. Друзья постоянно обменивались т.н. «микстейпами» — собственными компиляциями любимой музыки. А так как уже тогда Квентин начал сочинять сценарии «Псов» и «Чтиво», то компания нередко обсуждала, какая из композиций лучше подойдёт той или иной сцене.
Лора Лавлэйс:
Была запись, которую Чак и я сделали ему (Квентину — С.К.), когда он писал «Криминальное чтиво», и которую он постоянно слушал. На одной стороне было много сёрф-музыки, которая была главным увлечением Чака в то время, а на другой — группа URGE OVERKILL, которая очень нравилась мне.
Когда же Тарантино, наконец, приступил к съёмкам «Криминального чтива», то не забыл своих друзей и официально назначил их музыкальными консультантами. Более того — Лора даже получила роль официантки. Той самой, которая в начале фильма на выкрик героя Тима Рота «Эй, гарсон!» язвительно отвечает, что «гарсон», вообще-то, означает «мальчик». Интересно, что спустя время она снова сыграет официантку в другом фильме Тарантино — «Джеки Браун»…
И, конечно же, нельзя забывать о Кэрин Рахтмэн — главном музыкальном руководителе кинокартины. Именно ей приходилось находить владельцев прав на ту или иную песню и заключать с ними договоры. Рахтман вспоминала, что особая сложность заключалась в том, что Тарантино часто писал названия песен неправильно, из-за чего их трудно было отыскать.
Как мы знаем, мечты бывшего продавца видеокассет сбылись — причём он стал не только знаменитым режиссёром, но и большим авторитетом в сфере музыки. Дошло до того, что к фильму «Омерзительная восьмёрка» саундтрек сочинял сам Эннио Морриконе — давний кумир Тарантино…
Чак Келли:
Он определенно первый режиссёр, который стал рок-звездой. И, возможно, это частично связано с той отличной музыкой, которую он использовал в своих фильмах.
Официально саундтрек к «Криминальному чтиву» был выпущен 27 сентября 1994 года — уже после триумфальной премьеры фильма в Каннах и накануне американского проката. Это издание достигло 21-го места в Национальном чарте «Billboard».
Кстати, возможно, не все заметили, но на диске отсутствовало целых 8 композиций. На переиздании 2002 года часть недостающих треков добавили, но три из них до сих пор остаются «за бортом».
Впрочем, подробнее об этом мы поговорим в следующих статьях, когда будем подробно разбирать саундтрек «Чтива» — трек за треком…
У меня тоже был диск саундтреков, заслушивался.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сорян, Сергей, а разве не подруга героя Рота это говорит? "на выкрик героя Тима Рота «Эй, гарсон!» язвительно отвечает, что «гарсон», вообще-то, означает "мальчик".
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Олег Стражников,
Нет, я пересмотрел сцену ещё раз. Это точно официантка говорит. Просто в этот момент её лица не видно.
0 Ответить
Спасибо, Сергей!
Оценка статьи: 5
0 Ответить