Если подойти к нашему городу снизу по Волге, глазам отрывается неизгладимое зрелище: на высокой горе стоит большой белокаменный монастырь с зелёными куполами. Это тот самый Печёрский монастырь, о котором когда-то писал
Если когда-нибудь придётся вам быть в Нижнем Новгороде, сходите поклониться Печорскому монастырю. Вы его от души полюбите. Уже подходя к нему, Вы почувствуете, что в душе вашей становится светло и безмятежно. Сперва все бытие ваше как будто расширится, и существование ваше станет вам яснее от одного взгляда на роскошную картину приволжского берега.
Многие знают о существовании в нашем городе Печерского мужского монастыря, но далеко не всем известно имя того, кто основал его в IV веке. Поэтому мне хотелось бы обратиться к духовной теме и рассказать о человеке, благодаря которому жители и гости нашего города могут просто с подножия горы прийти и полюбоваться на церкви, купола и колокольню.
А кто-то поднимется и зайдёт внутрь — и тогда глазам представится широкий монастырский двор, где посажены зелёные ёлочки, а с июня и до глубокой осени цветут розы. А тому, кто зайдёт в храм, откроются невиданные доселе расписные стены и богатый иконостас. Но всё это можно увидеть сейчас, а много-много лет назад…
На рубеже 20−30-х годов XIV столетия прибыл на Нижегородскую землю монах по имени Дионисий. Позднее он стал крупнейшим историческим деятелем своего времени, а тогда его появление было связано с основанием в Нижнем Новгороде православного монастыря.
К сожалению, найти много информации о детстве и юности Дионисия у меня не получилось. Единственное, что удалось — отыскать то, что мирское имя будущего святителя было Давид и что был он из очень благочестивой семьи. Когда я узнала о том, что посвятить свою жизнь служению Богу он решил едва обучившись грамоте, невольно подумала: «Какова же была сила духа у этого мальчика, если ему не было ещё и десяти лет, а он уже выбрал себе жизненную дорогу!»
Ещё больше удивило то, что ради достижения своей цели он в возрасте 15 лет пешком дошёл до Киева, где и получил опыт монашеского жития. Для тех, кто в будущем видел себя священником, Киево-Печерская обитель становилась своеобразной первой ступенью в выбранном жизненном пути. Давид не стал исключением. Именно там он был пострижен в монашество и принял там же священнический сан с именем Дионисий.
Получив благословение духовного отца, Дионисий в 30-е годы XIV века отправился в землю Нижегородскую, где стал основателем обители, которая впоследствии сыграла выдающуюся роль в духовной, политической, хозяйственной и культурной жизни Поволжья.
Говорят, что после революции 1917 года, когда на служителей церкви начались открытые гонения, в монастыре прятались послушники и монахи. Непонятно, чем безобидная братия могла вызвать неприятие со стороны большевистского движения, но, тем не менее, факт остаётся фактом.
Шестьсот же лет назад отец Дионисий начал с того, что на крутом берегу Волги, в плотных известняковых породах склона, по примеру древних насельников Киево-Печёрской лавры, выкопал себе первую пещеру, где проводил время в молитве и посте. Молва о подвижнике очень быстро распространилась по окрестностям, и к Дионисию в пещеру стала стекаться братия из желавших так же, как и он сам, полностью посвятить жизнь Богу.
Однако вскоре растущему числу монахов стало тесно в пещерах, и отец Дионисий стал замечать, что жизнь в сырой каменной или земляной келье была далеко не каждому под силу. Тогда он решил построить первую деревянную церковь. Она была возведена чуть выше по склону и получила название церкви во имя Вознесения Господня. Первый возведённый храм и дал главное имя обители. Рядом с ним выросли кельи, хозяйственные постройки и звонница.
Отец Дионисий стал первым настоятелем монастыря, сначала в сане игумена, а затем — архимандрита. Сейчас, глядя на красивые храмы с зелёными куполами, сложно представить себе то, что монастырь когда-то начался с маленькой деревянной церкви.
Будучи наставником в истинах христианской веры, игумен Дионисий учил братию высоким правилам благочестия, монашеского жития, подвижничества. Он наставлял людей как словом, так и делом: он подавал личный пример особо строгой иноческой жизни, так как хотел видеть в учениках устроителей новых и новых обителей на Руси.
Не гонялся он ни за личной выгодой, ни за тем, что сейчас принято называть «финансовым благополучием». Наоборот, игумен Дионисий устроил жизнь в монастыре по принципу строго общежительства — «общего жития». Монахи не имели собственности, всё имущество было общим. Вместе, не исключая настоятеля Дионисия, работали на пропитание. Если не было необходимости, монахи не выходили за монастырские врата.
Для церковного и хозяйственного порядка отцом Дионисием были заведены особые кормовые (или вкладные) книги, куда монахи записывали все вклады и пожертвования, сделанные разными лицами.
Если говорить о деятельности настоятеля, выражаясь современным языком, то можно сказать, что был он и экономистом, и бухгалтером, и кладовщиком, и строителем. Конечно, в те времена таких специальностей не существовало, но если хотя бы на секунду представить себе, сколько мог сделать всего один человек! При этом он не занимался ни пустословием, ни прозябанием в праздности. Тружеником он был, каких было мало даже по тем меркам.
В религиозно-историческом музее — кстати, таких музеев очень мало на территории России — можно увидеть летопись, в которой говорится, что, приняв предводительство над братией в трудах и подвигах иноческого пути, отец Дионисий не переменил ни своего смирения, ни принципов трудолюбия и милосердия. «Всем служа, и собою образ всем дая», он ранее других выходил на все церковные работы и службы.
За обширное знание вопросов веры, за свои высокие нравственные качества, отец Дионисий снискал любовь не только у монахов, но и у именитых и знатных людей того времени. Обитель, им основанную, почитали и бояре, и великие князья. Они приходили в монастырь, чтобы испросить у настоятеля совета, молитв, получить благословение.
Для Нижегородской земли святитель Дионисий стал, как преподобный Сергий для земли Московской — светильником веры, великим подвижником и духовным преобразователем. Святитель Дионисий был лично известен многим православным иерархам своего времени: митрополиту Феогносту, святителю Алексию — митрополиту Московскому и всея Руси, удостоившему Дионисия сана игумена, а затем и архимандрита, а также преподобному Сергию Радонежскому. Много потрудился Дионисий как для процветания обители, так и для блага всей Святой Руси.
Надо отметить, что Святитель Дионисий был по натуре человеком очень скромным. Будучи возведённым митрополитом московским Алексием в 1374 году в сан епископа Суздальского и Нижегородского, он не кичился своей высокой должностью, а продолжал трудиться как физически, так и духовно, там, где в этом была необходимость.
Судя по всему, Давид был аристократом. Если ему не светила высокая государственная должность, а интерес к совершенствованию образа жизни и экономического уклада сограждан у мальчика появился в детстве, то единственным способом воплотить свои идеи в жизнь было примкнуть к духовенству. Мне симпатичны истории средневековых святых, которые были трудягами и организаторами, - сразу ясно, за какие качества в стародавние времена человека уважали.
А с большевиками церковь поссорилась по ряду причин, главной среди которых была та, что в царской России церковь была связана с государством, потому политическая смута начала ХХ века не могла обойти стороной монастыри. Ну, странно бы было бы, если бы политически активные граждане, имевшие голос в решении важных государственных дел внезапно согласились бы с тем, что отныне они никакого влияния на политические решения не имеют.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Спасибо Вам.
Да, святые, которые много трудились, у меня тоже вызывают чувство большого уважения. Кстати, некоторые страницы биографий разных святых очень похожи. Например, Сергий Радонеждский тоже выступал за принцип "общежития". Прославился он так же и смирением и любовью к братьям нашим меньшим. В частности, когда о нём рассказывают, говорят, что ему удалось приручить даже медведя! И в точности такое же описание жизни мы находим, когда читаем про Серафима Саровского. Он тоже кормил с рук бурого медведя, который настолько привязался к человеку, что даже ел хлеб с его рук.
Большевики же, может быть, и хотели изменить жизнь к лучшему, но на самом деле были очень грубыми людьми, да к тому же ещё и не особенно образованными. Были бы более умными - не стали бы ссориться с церковью, которая имела большой вес в глазах населения.
0 Ответить
Спасибо за информацию
Оценка статьи: 5
2 Ответить
И Вам, Галина, спасибо за внимание.
На самом деле про основателей обителей мы знаем мало. Захотелось написать об одном из них.
Рада, что Вам понравилось.
1 Ответить