Вопрос неоднозначный. Каждый решит сам. А главное, откроет для себя новое имя в бесконечной вселенной фантастики.
Все основные произведения Джона Уиндема (1903−1969) уместились в компактный пятитомник «Миры Джона Уиндема» (издательство «Полярис», 1995 год). Как-то приобрел еще в 90-ые годы. Недавно решил перечитать в очередной раз.
Романы-катастрофы
В XXI веке про писателя-фантаста Джона Уиндема вспомнили по случаю выхода фильма «День триффидов» (точнее, телесериала с таким же названием, Великобритания — Канада, 2009). Кино вышло, на мой взгляд, вполне британское. Ну, по крайней мере, с изложением материала и атмосферой там все неплохо. Современно смотрится и сейчас.
Перечислим самые известные произведения этого писателя (о некоторых вы наверняка слышали). Все названия я беру из представленного сборника. В других источниках они могут немного отличаться.
- Роман «День триффидов» (1951).
- Роман «Кракен пробуждается» (1953).
- Роман «Куколки» (1955).
- Роман «Кукушки Мидвича» (1957).
- Роман «Зов пространства» (1959).
- Роман «Во всем виноват лишайник» (1960).
- Повесть «Чокки» (1968).
- Роман «Паутина» (1979).
Остановимся на самом первом романе в списке, раз уже с него начали. С остальными — очень кратко далее.
Знакомьтесь, триффиды — это плотоядные растения-мутанты. Они опасны, так как могут выйти из-под контроля, но при этом являются источником топлива и в итоге — решением энергетической проблемы человечества. Но история именно им даст особый шанс.
Солнечная вспышка приводит к катастрофическим последствиям. Выходят из строя системы связи и энергетики. А за ними и все остальное. Вдобавок, большинство людей становятся слепыми, так как наблюдали редкое астрономическое явление в небе. Этот момент добавил сложности сюжету. Но и без такой детали человечество фактически было бы беспомощно.
Что касается экранизаций, то писателю, можно сказать, повезло. «Кукушки Мидвича» выходили под названием «Деревня проклятых» в 1960 и 1995 годах. «Чокки» — несколько экранизаций. «День Триффидов» — кроме 2009, был фильм 1962 и телесериал 1981 года.
Рассказы
Также снимались фильмы и по отдельным рассказам писателя. Джон Уиндем написал много отличных рассказов. Они выходили в виде сборников:
- «Жизель» (15 рассказов, 1954).
- «Ступай к муравью» (6 рассказов, 1961).
- «Семена времени» (10 рассказов, 1956).
Первые два сборника — юмористические, иногда сатирические рассказы, обычно с элементами фантастики. Все про нашу с вами жизнь.
«Семена времени» — классическая космическая фантастика.
Можно послушать в аудио.
- В рамках проекта МДС можно послушать несколько рассказов: «Неиспользованный пропуск», «Дела сердечные», «Арахна», «Уснуть и видеть сны», «Где же ты теперь, о, где же ты, Пегги Мак-Рафферти?» (очень смешной рассказ, о превращении деревенской девушки в «девушку с обложки»); «Хроноклазм», «Усталый путник, отдохни», «Другое «я», «Тупая марсияшка» (последние четыре рассказа из сборника «Семена времени»).
Раннее и забытое
Кое-что писатель написал еще раньше — первые фантастические рассказы относятся к 20-м годам. А дебютный рассказ «Миры на обмен» был опубликован в 1931 году в американском журнале «Удивительные истории».
Но в предисловии к изданию пятитомника его ранние произведения не очень высоко оценены. «С трудом верится, что и они, и поздние романы Уиндема написаны одним человеком». Поэтому их и не включили в сборник. Но я бы не был так категоричен и ознакомился с ними тоже. Оставляю это на ваше усмотрение.
Речь идет о рассказах, изданных после смерти писателя в сборниках:
- «Скитальцы во времени» (1973);
- «Спящие Марса» (1973);
- «Изгнанники на Эсперусе» (1979).
А также романы — «Тайный народец» (1935) и «Планетолет» (1936). Есть еще произведения, но думаю, вам лучше покопаться самостоятельно.
Особенности произведений Джона Уиндема
Чаще всего, события в фантастических мирах писателя происходят здесь, на Земле (не считая ранних работ, романа «Зов пространства» и сборника рассказов «Семена времени»). Но, безусловно, связаны и с космосом, и с изучением иных форм жизни. Тема контакта присутствует постоянно.
В романе «День триффидов» человек столкнулся с враждебными формами жизни, которые сам же и создал. «Кракен пробуждается» — о вторжении пришельцев, которые стали жителями Земли, а точнее ее океанов.
Роман «Куколки» — про иных людей, появившихся после ядерной катастрофы. «Кукушки Мидвича» — опять про пришельцев. Правда, в романе мы их не увидим. Люди столкнутся с ними в лице собственных детей. В повести «Чокки» речь идет о ребенке с феноменальными способностями.
И это все очень «по-английски» — спокойный городок, в котором жизнь вдруг меняется странным образом. Кстати, Джон Уиндем почти всю жизнь прожил в одном городе — Петерсфилде.
В романе «Во всем виноват лишайник» (1960) рассматриваются проблемы, связанные с бессмертием. А роман «Зов пространства» (1959) — о тяге к космическому пространству, которая странным образом заложена в суть человека. Роман состоит из нескольких новелл, описывающих четыре поколения семьи покорителей космоса. Чем-то напоминает произведения Жюля Верна.
Несмотря на то что Джон Уиндем написал не так много всего и оказался менее знаменит, его смело можно ставить в один ряд с такими писателями-фантастами, как Айзек Азимов, Рэй Брэдбери, Клиффорд Саймак, Роберт Хайнлайн (назвал самых известных).
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...