Это название произошло от одного из наименований Иисуса Христа — Спаситель, сокращённо Спас.
Первый Спас люди отмечают 14 августа. Его также величают Спасом на воде, мокрым Спасом, медовым, Маковеем, Происхождением честных древ животворящего креста Господня. В этом празднике слились как языческие, так и христианские, исторические и народные традиции.
Происхождение имеет отношение еще и к византийским традициям. Так, в Константинополе был распространен обычай нести по улицам города крест, чтобы очистить город от злых духов, которые, по мнению древних, приносили болезни и эпидемии. Крестом также освящалась и вода для ниспослания дождей в наиболее засушливый период года.
На Руси этот обычай перерос в крестные ходы к рекам и водоемам для освящения вод. После того, как водоем освящался, все жители купались в нем и купали там скот. Этот обряд очищал от нечистой силы и предохранял от болезней. Отсюда и произошло название Спас мокрый, или Спас на воде.
Освящению вод церковь придает большое значение, так как, по преданию, именно в этот день в 988 году крестился князь Владимир.
К первому празднику Спаса наши предки готовились загодя. Крестьяне в этот период имели свои заботы: на первый Спас защипывали горох; пахали под озимь; сеяли озимь; готовили гумна и овины. Когда начиналось засевание озимых, поднимали древнего старика с печки — старинного пахаря. Это было необходимо, чтобы он на свое стариковское счастье бросил на поле первую пригоршню зерна на будущий урожай. Начинали наши предки и заготовку малины, которая считалась лекарственным средством.
Пасечники же в этот период начинали подрезать соты. Считали, что если этого не сделать, то соседние пчелы унесут весь мед. Только после того, как в церкви освящали первый мед, можно было начинать разговляться свежим продуктом пчеловодства. Отсюда произошло и название медовый Спас.
На первый Спас припадало начало Успенского поста, который длился 14 дней. Его еще величали Спасовкой. В народе говаривали: «Спасовка-лакомка, а Петровка (Петровский пост) — голодовка». Все дело в том, что к Петровкам созревал только зеленый лук, а к Успенскому посту дозревали огурцы, помидоры, арбузы, дыни…
В народе существовало предание, что Спасовка является продолжением Великого поста. Изначально Господь определил для него 9 недель, однако народу было очень тяжело выдержать такой долгий пост, поэтому Святые Отцы начали молить Бога, чтобы тот помог людям. Тогда Всевышний разделил пост на две части: 7 недель до Пасхи и 2 перед Спасом. Вот почему на Спасовку следует также придерживаться говения, как и в Великий пост.
Также 1 августа отмечалось, как день памяти ветхозаветных мучеников Маккавеев — отца Маттафия и пятерых его сыновей, которые были страстными борцами за христианское вероисповедание. Так под влиянием созвучия иноземного слова с отлично знакомым — мак — появился просторечный вариант названия праздника — Маковей. Поэтому в этот праздник все было связано с этим растением.
Мак является символом плодородия. Именно его нужно было дать на съедение животным, чтобы они хорошо плодились. На Маковея принято было собирать дикий мак и освещать его в церкви. Он считался самым действенным и эффективным средством против ведьм. По народной традиции достаточно было посыпать маком свое жилище, тогда все ведьмины козни были напрасными. В этот день хозяйки пекли в печи коржи-шуляки. Их поливали медовой снытью с растертым маком.
Медовый Спас (Спас на воде, Маковей) является первым из трех праздников Спаса. В этот день принято именно мед и мак нести в церковь для освящения. Наши предки верили, что тогда эти дары природы приобретают по-настоящему целебную силу и избавляют от многих болезней.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...