• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Женечка МД Грандмастер

Как отмечали яблочный Спас наши предки и с чем связано название праздника?

Август является благодатным месяцем для людей, в который с полей и огородов собирают урожай, в садах снимают фрукты. В этот период душа стремится праздновать щедрость природы. Именно в августе празднуются три Спаса — любимейших праздника крестьян и всех православных верующих.

Григорий Леонтьевич Чайников, «Яблочный Спас», 2006 г. Фото: artchive.ru

Эти праздничные действа воспеваются в стихах и произведениях как классиков, так и современников. Каждый из трех праздников-Спасов имеет свою историю и традиции.

Спасовка-лакомка

Август в гости к нам пришел,
Спас с собою он привел,
Приготовил пир горой,
Угостил народ честной.

Первый Спас нам мед припас,
Люд пустил в веселый пляс,
Мак рассыпал он везде,
Искупал в святой воде.



Спас второй — Преображение,
Как Господнее веление
Яблок вволю всем раздал,
Озимь в поле сеять стал.



Нерукотворный третий Спас —
Лесным орехам это час,
На полотне священный лик
Дарует людям счастья миг.



Три Спаса в гости заходили,
Плодами землю одарили.
С собою лето заберут,
Плутовку осень позовут.

Второй Спас принято отмечать по новому стилю 19 августа. Праздник в народе величают яблочным Спасом, а все потому, что с этого времени церковь официально разрешает православным употреблять в пищу садовые плоды и огородные овощи.

Преображение Господне. Икона, Новгород, XV век
Преображение Господне. Икона, Новгород, XV век
Фото: ru.wikipedia.org

Еще в прошлом веке наши предки, особенно крестьяне, чтили этот великий праздник. В некоторых местах яблочный Спас величали также Спасом на горе. В этом варианте названия праздника отразилось знакомство людей со Священным Писанием.

В основе Преображения — одного из самых почитаемых христианами двунадесятых праздников — лежит Преображение Господне. Об этом событии, которое связано с данным днем, повествует Евангелие от Луки и Евангелие от Матфея. Сами же Евангелисты не были свидетелями этого важного с точки зрения церкви события. Они описывали его со слов апостолов: Петра, Иакова и Иоанна.

Таким образом, спустя пару дней после открытия Иисусом своим ученикам тайны собственной смерти и воскрешения, взял он трех апостолов с собой на гору Фавор. Именно там во время молитвы его лик просиял будто солнце, а одеяние сделалось белоснежным и блистающим словно свет. Появились пророки Илия и Моисей. Они начали разговаривать с Иисусом. В это самое время необычайно светлое облако осенило всех. С небес раздался голос Бога: «Это Сын Мой Возлюбленный. В Нем Мое благословение».

Джованни Беллини, «Преображение», 1480—1485 гг.
Джованни Беллини, «Преображение», 1480—1485 гг.
Фото: ru.wikipedia.org

В библии говорится о том, что простому смертному не дано видеть Всевышнего и остаться после этого живым. Вот почему миру Господь явился не в своей Славе, а принял обличье подобное людям. В момент Преображения Всевышний позволил лишь трем людям лицезреть соединение двух природ в Христе: сияние в человеческом теле Христа Божественного света. Это сияние называют несотворенной энергией.

Многие библеисты считают, что событие Преображения произошло накануне иудейского праздника Кущей. Это праздничное действо посвящено сбору летнего урожая. В Христианскую эпоху в IV веке Преображение было также отнесено к периоду сбора даров природы в виде овощей и фруктов.

По церковному обычаю после преображенской литургии принято первый раз в году есть виноград после его освящения в храме.

А в Древней Руси в период, когда принимали христианство, в этот летний день чтили старинный праздник земледельцев, связанный со сбором яблок. Вот почему при внедрении Преображения как праздника виноград заменили яблоками, которые более распространены у славян, чем виноград.

Кроме яблок в праздничный день люди несут на церковную паперть и другие дары огорода и сада: горох, огурцы, рожь и даже картошку. Все эти плоды освящаются священником после обедни. Над ними батюшка читает молитву. За это прихожане оставляют церкви так называемые начатки (понемножку от каждого принесенного продукта).

Ljubov Belych, «Яблочный Спас», 2014 г.
Ljubov Belych, «Яблочный Спас», 2014 г.
Фото: artchive.ru

У наших предков существовала традиция наделять овощами и фруктами неимущих. Человека, который не делился продуктами с бедняками в этот праздник, считали недостойным, с ним переставали общаться.

Разговляться яблоками наши пращуры начинали после их освящения в церкви. Есть яблоки до праздника считалось большим грехом.

С Преображения начинается отлет журавлей. В народе это подметили, и родилась поговорка: «Кто как хочет, а журавль со Спаса». Крестьяне же начинали засевать озимь после этого праздника.

А. С. Степанов, «Журавли летят», 1891 г.
А. С. Степанов, «Журавли летят», 1891 г.
Фото: artchive.ru

Летние овощи и фрукты созревают в разное время, поэтому и праздник Спаса был разделен на три. Верующие христиане благодарят в этот период Всевышнего за щедрые дары, возносят к нему молитвы и посещают церковь. У наших предков было много разных традиций, связанных со Спасами, некоторые из них дошли и до наших дней.

Статья опубликована в выпуске 19.08.2020

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: