• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Александр Смирнов Грандмастер

Что скрывает декор древнегреческого храма?

Все знают, как выглядит древнегреческий храм. Ступенчатый цоколь, колоннада, треугольная крыша. Знаменитые греческие колонны трех видов — дорические, ионические и коринфские. Колонны можно назвать «визитной карточкой» древнегреческой архитектуры.

Крыльцо Эрехтейона с кариатидами. Афины 421—407 гг до н. э. Фото: Depositphotos

Они действительно были трех видов, форм, и могли соотноситься с одним из трех архитектурных ордеров. На самом деле, ордер (ordo, порядок) — явление куда более широкое, касающееся не только колонн.

Вот, например, в одной из расшифровок значения этого термина:

архитектурный ордер определяет структуру взаимосвязей между вертикальными и горизонтальными элементами стоечно-балочной системы.

Проще говоря, ордер охватывает соотношение стоек и балок. Но это, по сути, все, из чего состоит древнегреческий храм! Значит, ордер определяет всю структуру храма!

Впрочем, сейчас речь не о соотношении стоек и балок, а об архитектурном декоре древнегреческих храмов, также определяемом ордером. Хотя декора ли? В знакомых нам каменных храмах, самыми ранними из которых были дорические (6−8 века до н.э.), это действительно декор.

Вертикальные элементы, стойки греческого храма — это, прежде всего, колонны. Они же первыми и попадаются на глаза. И именно по колоннам мы еще в школе учимся различать ордера. Как ни крути, все строится вокруг колонн! С них и начнем.

Храм Гефеста в Афинах
Храм Гефеста в Афинах
Фото: Юкатан, ru.wikipedia.org

Древнейший ордер, дорический, сформировался в 8−6 веках до н.э. При этом свою внешность он, в общих чертах, получил сразу в готовом виде. Откуда? По наследству. Каменное строительство сложно и дорого, а античные греки не всегда имели достаточные средства и знания, позволяющие строить из камня.

Впрочем, давайте ближе к делу, то есть — к дорическому ордеру.

Центральная, самая яркая часть ордерной системы — безусловно, колонны. Дорические колонны массивные, сильно сужающиеся кверху. В отличие от более «утонченных» ионической и коринфской, у них нет основания, базы. Колонна стоит нижней частью непосредственно на полу (стилобате, верхней части цоколя храма). Широкое основание придает колонне большую визуальную устойчивость.

Обязательный элемент ордера — продольные желобки (канелюры) по всей длине колонны. Причем не какие попало, а вполне стандартные. Например, у дорических колонн их 16−20, с обязательным интервалом между желобками. В отличие от ионической колонны, где до 24 каннелюр расположены вплотную.

Но это просто замечание по ходу. Сейчас важно другое. Считается, что канелюры визуально «облегчают» колонны. Так и есть, но только ли это элемент дизайна?

Да… в известных нам каменных храмах. Вот только дорический ордер воспроизводит в мраморе то, что раньше строили из дерева. И скорее всего, каннелюры некогда были бороздами, остававшимися после обработки бревна, очистки его от коры.

Греко-дорический ордер. Парфенон
Греко-дорический ордер. Парфенон
Фото: ru.wikipedia.org

Любую колонну венчает капитель. Дорическая капитель проста: квадратная площадка (абак), лежащая на плоском диске-расширении (эхин). Все это, естественно, каменное. Теперь, а некогда было деревянным.

Здесь и найдется объяснение, почему выбраны именно такие «декоративные» элементы: первоначально, в деревянном строительстве, они были не декоративными, а конструктивными. Вначале расширение колонны, на нем квадратная площадка, на которую непосредственно ляжет балка.

Есть другая версия происхождения эхина. Что круглая подушка-расширение наверху колонны и есть… подушка. Точнее, мешок с песком, на который укладывали балку-бревно. И, прокалывая мешок с разных сторон, часть песка высыпали, выравнивая балку.

Дорическая колонна установлена непосредственно на стилобат. А вот у ионической и коринфской есть база — основание. Если приписывать колонне антропоморфность, база имитирует ноги/нижнюю часть тела, а капитель — голову. Эта трехчастность явно видна, например, и в статуях греческой архаики.

С инженерной же точки зрения, база — каменная подставка под деревянной колонной, распределяющая нагрузку на большую площадь.

А вот кольцевые «пояса» на колоннах появились лишь в каменном строительстве. На деревянных колоннах их не было за ненадобностью. Это — стыки частей колонны. Во времена деревянного строительства их делали из одного бревна. Высокую же каменную колонну не всегда удавалось вырезать из цельного куска мрамора или песчаника. И колонны собирали, нанизывая сегменты на деревянную или металлическую основу. Снова все функционально!

Что скрывает декор древнегреческого храма?
Фото: Shakko, ru.wikipedia.org

Часть храма над колоннами — антаблемент. Как и колонны (да и весь храм), он разделен на три условные, но вполне очевидные части: архитрав, фриз, карниз.

На колонны (точнее, на венчающие капители абаки) укладывались «главные балки», образующие нижний пояс антаблемента — архитрав.

В дорическом ордере архитрав гладкий, в ионическом и коринфском состоит из трех уступов. Это также считается наследием деревянного строительства. Дорический архитрав делался из одной балки, ионический — набирался из трех узких. На балки периметра-архитрава опираются концы поперечных балок, перекинутых через пространство храма.

Смотрим на антаблемент дорического храма. Над балкой архитрава идет фриз, состоящий из чередующихся сегментов двух видов.

Те, которые с тремя поперечными полосами — и есть бывшие торцы балок перекрытия. А те, что украшены рельефами — некогда были расписанными деревянными щитами, закрывавшими просветы между ними для защиты внутренности храма от непогоды. Даже рельефы — «наследники» декорировавших щиты росписей.

Это дорический фриз, структура которого и переносится в каменное строительство. В ионическом ордере фриз — украшенная рельефами сплошная «лента». Считается, что он появился лишь в каменных (но не в деревянных) храмах.

Виргилио Де Ла Фуэнте Маттони, «Термы Каракаллы», 1881 г.
Виргилио Де Ла Фуэнте Маттони, «Термы Каракаллы», 1881 г.
Фото: commons.wikimedia.org

Выше выступает карниз, защищающий фриз от осадков… Понятно, что деревянные конструкции гораздо уязвимее для воды, чем каменные.

Все это накрыто крышей, в дорическом ордере — двускатной. И это логично, на скатной крыше не задерживаются все те же осадки. По краю кровли мог идти водосточный желоб или ряд антефиксов — пластин, препятствующих стоку воды на край крыши. Позже они приобрели декоративные формы, сохранив и практическое значение.

Так что устройство дорического храма — самое «честное» с конструктивной точки зрения. Она работает ровно так, как выглядит… Точнее, работало, когда было деревянным. Увы, в каменных дорических храмах и эхин перестал быть мешком, и от поперечных балок остались лишь изображенные на фризе триглифы; и уступчатый ионический архитрав лишь имитирует наборную конструкцию.

Храм Афеи на острове Эгина
Храм Афеи на острове Эгина
Фото: Юкатан, ru.wikipedia.org

Но некогда все это работало именно так, как сейчас выглядит. И это ведь прекрасно! Благодаря такой традиции стало возможным понять, как выглядели не дошедшие до нашего времени деревянные греческие храмы. И что не всё и не всегда является тем, чем выглядит?

Статья опубликована в выпуске 26.10.2020

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: