Перейти к третьей части статьи
Чтобы стимулировать вдохновение, рок-группа решила уединиться в замке Клирвелл, в подземелье которого свезла всю звукозаписывающую аппаратуру. Наркотики из жизни никуда не делись, поэтому немудрено, что музыкантам постоянно мерещились всяческие призраки, вроде бродящих по комнатам пустых рыцарских доспехов.
Тем не менее оно того стоило…
Оззи Осборн:
— Честно говоря, первые несколько дней в замке Клирвелл мы не знали, что нам делать и куда двигаться дальше. …В конце концов, ситуацию спасла голландская группа GOLDEN EARRING. Мы слушали их последний альбом «Moontan», и у Тони в голове что-то наконец перещёлкнуло. Через пару дней он спустился в подвал и сыграл рифф к песне «Sabbath Bloody Sabbath».
Гизер Батлер:
—Когда Тони придумал рифф для «Sabbath Bloody Sabbath», это было почти похоже на рождение твоего первого ребёнка. Это был конец нашей музыкальной засухи, начало нашего нового направления, утверждение жизни. Это означало, что у группы снова было настоящее — и будущее.
Песня, действительно, вышла в каком-то смысле эталонной. В ней как бы соединились все главные достоинства и наработки «саббатовского» стиля. Тут и два «вкусных» тяжёлых риффа, и более лёгкий мелодичный припев, и постоянные смены темпа и настроения.
Тони Айомми:
— Игра света и тени — я всегда любил такое сочетание.
Есть мнение, что на название «Sabbath Bloody Sabbath» («Шабаш кровавый шабаш») повлияла песня Джона Леннона «Sunday Bloody Sunday» («Воскресенье кровавое воскресенье»), посвящённая расстрелу британскими солдатами мирной демонстрации в Северной Ирландии в 1972 году. Однако на этом сходство заканчивалось. Текст Батлера о кошмарной жизни, где все хотят тебя обмануть и «изуродовать», группа обычно посвящала то менеджерам лейблов, то музыкальным критикам.
Перевод — Олег:
…Никто не позволит тебе знать,
Когда ты спрашиваешь: почему?
Они лишь говорят тебе, что ты сам по себе,
Забивают твою голову под завязку ложью.
Ублюдки!Куда ещё тебе бежать?
Что ещё ты можешь сделать?
Нет больше будущего.
Жизнь убивает тебя.
Сны становятся кошмарами,
Рай превращается в ад.
Выгоревший беспорядок.
Больше нечего сказать…
Песню (в урезанном виде) издали синглом и даже сняли на неё промо-видео. Декорациями послужили окрестности дома Батлера. Правда, ничего особо мрачного в ролике нет — музыканты просто гуляют по лесу, дурачатся да корчат на камеру разные рожи…
После создания «Sabbath Bloody Sabbath» группу, что называется, попёрло, и одноименный альбом получился, по моему мнению, лучшим в её дискографии (рядом можно поставить разве что «Paranoid»).
Взять хотя бы замечательный энергичный блюз под смешным названием «Sabbra Cadabra». Правда, текст на этот раз вышел предельно незатейливым — в духе «О, бэби, как ты хороша!». Считается, что он был посвящён тогдашней подружке Гизера Батлера, а идея появилась, когда Оззи стал пересказывать своим коллегам «глубокомысленные» диалоги из порнофильма. Отсюда и характерные восклицания: «Ооо, вот так, да! О, вот так, да! Я сказал, никогда, никогда… Ооо, да! Давай же, детка…».
Особой изюминкой песни стали импровизации от клавишника группы YES — Рика Уэйкмана, за которые ему «заплатили» двумя пинтами пива. С Риком группа была знакома ещё со времён гастролей 1971 года, когда YES выступали у неё на разогреве.
Оззи Осборн:
— Помню, как сыграл ему мелодию «Sabbra Cadabra» на своем синтезаторе «ARP 2600». И вот гроблю я хороший рифф своим корявым пальцем: ду-ду-ду, ду-ду-ду-ду, — а Рик смотрит на меня. И, когда я наконец остановился, Рик сказал: «Хм-м… может, вот так прозвучит лучше…» — наклонился над клавишами, и такой: ди-ли-ди-ли-ди-ли-ди-ли-ду, ди-ли-ду. Его пальцы двигались так быстро, что, клянусь, их не было даже видно.
Из остальных песен альбома я бы выделил «Killing Yourself To Live» («Убиваешь себя, чтобы жить») — своеобразное отражение угарной жизни рок-музыканта. Тем не менее она заканчивается жизнеутверждающими строчками:
Никогда не предавай то, во что веришь,
Иначе будешь жалеть до конца своих дней.
Ещё одна песня — «Looking For Today» («В поисках сегодняшнего дня») — рассказывала о бессмысленной гонке за славой, которая, как известно, переменчива и быстротечна.
Автор перевода — Макс Теребилов:
Слушай!
Гламурного мира просто лишиться,
Он легко приходит, но так же быстро уходит.
Чем выше поднялся, тем тяжелее падать,
Тяжело открыть, но как просто закрыть.
На первой полосе, но так обесчещен,
Ты лишь хочешь спрятаться как можно глубже.
Переоценённый, но вскоре ты угаснешь,
Ведь ты лишь в поисках сегодняшнего дня…
Оззи Осборн однажды сказал, что «Sabbath Bloody Sabbath» был «нашим последним действительно великим альбомом». Я готов под этим подписаться.
Следующие альбомы — «Sabotage» (1975) и «Technical Ecstasy» (1976) — были всё ещё крепкими работами, но из них в моей коллекции осталось лишь две песни. Из первого — «Symptom of the Universe», рифф к которой считается предвестником будущего треш-металла (недаром на неё запишет кавер бразильская группа SEPULTURA). Из второго — мрачная длинная баллада «You Won’t Change Me».
А тут ещё после записи альбома «Never Say Die!» (1978) из группы уволили Оззи — за пофигизм и невменяемое поведение. С этого момента начинаются постоянные смены вокалистов — как провальные (Ян Гиллан), так и успешные (Ронни Джеймс Дио). Но, как бы хорош не был Дио, для меня это был уже не тот BLACK SABBATH, который я полюбил…
Как ни странно, именно уволенный Оззи сделает куда более успешную карьеру, чем его бывшие соратники по группе. Более того — в 2012 году он снова поучаствует в BLACK SABBATH. Но это уже другая история…
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...