Как возникла угроза такой беды и кто эту угрозу устранил, рассказал во второй книге «Метаморфоз» Овидий.
Овидий помещает Солнце (имя Солнца в мифологии — Феб) во дворец:
Солнца высокий дворец подымался на стройных колоннах,
Золотом ясным сверкал и огню подражавшим пиропом.
«огню подражавшим пиропом»: пироп — гранат. Значит, дворец отливал золотистым и красным цветами.
Поверху был он покрыт глянцевитой слоновою костью,
Створки двойные дверей серебряным блеском сияли.
Но владелец дворца в трауре и гневе: разбился его сын Фаэтон. Он не справился с огненной колесницей и упал с заоблачных высей на землю. Феб зол на всех и вся:
Возненавидел он свет, и себя, и день лучезарный,
Скорби душой предался, и к скорби гнева добавил…
Он больше не хочет выполнять работу на благо вселенной. Он считает, что за всё, что он сделал, он не получил уважения, а его труды бесконечны, они ничем не увенчиваются:
Пусть, кто хочет, другой светоносную мчит колесницу!
Если же нет никого, и в бессилье признаются боги,
Правит пусть сам!
Это — намек на Зевса-вседержителя
— чтобы он, попробовав наших поводьев,
Молний огни отложил, что детей у отцов отнимают.
И следом он оправдывает смертельную неудачу своего сына Фаэтона, который не смог управиться с огненной колесницей и рухнул с небес:
Тут он узнает, всю мощь коней испытав огненогих,
Что незаслуженно пал не умевший управиться с ними.
Небожителям, богам Олимпа, стало как-то не по себе, страшновато: а вдруг завтра не будет? А вдруг Солнце исчезнет с небосвода? И что тогда с заведенным порядком вещей?
Но говорящего так обступают немедленно Феба
Все божества и его умоляют, прося, чтобы тени
Не наводил он на мир.
Сам громовержец уже в страшном гневе:
Юпитер же молнии мечет
И, добавляя угроз, подтверждает державно их просьбы.
Видимо, Феб не рискнул противиться Юпитеру, в гневе запряг своих жеребцов, которые везли Фаэтона и упали вместе с ним (поэтому они еще трепещущие страхом), и вернулся, пустил свою колесницу по привычному пути:
И, обезумевших, впряг, еще трепещущих страхом,
Феб жеребцов, батогом и бичом свирепствуя рьяно.
Бьет, свирепствует, их обвиняя в погибели сына.
Две женские фигуры по бокам Феба — слева — вечерней зари, справа — утренней зари.
Картина была выполнена по заказу тульского помещика Николая Селезнева для размещения на потолке библиотеки помещичьего дома. Заказ был оплачен настолько щедро, что
В пожаре 1905 года картина очень сильно пострадала. Ее реставрировали почти 10 лет во Всесоюзных центральных художественно-научных мастерских имени академика
Все вернулось на круги своя, а вернул Феба — Зевс-громовержец…
Борис Рохленко Доброе время суток! Мне кажется, что выпал интересный кусок текста после цитаты из Овидия. Нет ни перехода к катине-плафону Серова, ни чего-то, связывающего Серова или заказчика-помещика с описанным сюжетом. Сам сюжет-то довольно-таки известный, а вот мостик был бы интересен и напоминанием об Овидии и об истории картины.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Нина Галай, спасибо за отзыв.
0 Ответить