Перейти ко второй части статьи
Хотя надо сказать, что певица старалась не стоять на одном месте, пробуя себя в разных стилях и сотрудничая с разными авторами. Взять хотя бы второй альбом под игривым названием «Плей-бой» (1994), который получился особо пёстрым.
С одной стороны, разнообразие — это хорошо. С другой — материал альбома был очень неровным.
На этот раз авторство большей половины песен принадлежало тандему Олега Молчанова и Аркадия Славоросова. Молчанов оказался весьма плодовитым и разносторонним композитором. Он писал песни Татьяне Булановой, Кристине Орбакайте, Алёне Апиной, Владу Сташевскому и Ирине Салтыковой (по иронии судьбы, Салтыкова и Ветлицкая будут долго обмениваться в СМИ язвительными комментариями по поводу друг друга).
Аркадий Славоросов, которого Молчанов называл «своим Берни Топином» (постоянный соавтор Элтона Джона — С.К.), был фигурой ещё более примечательной. Бывший идеолог московских хиппи, поэт, стихи которого хвалил и печатал Бродский, неожиданно заделался текстовиком попсы. И, честно говоря, трудно найти какие-то поэтические достоинства в строчках вроде:
Dancing generation — это армия любви,
Dancing generation — это музыка в крови…
…или:
Плей-бой рядом со мной, мой милый бэби,
Плей-бой клёвый такой, одет как денди…
Как ни странно, именно последняя песня стала заглавной, и на неё сняли довольно провокационный клип, где объектом, как сейчас бы сказали, «сексуальной эксплуатации» является не женщина, а смазливые мальчики-модели.
Наталья Ветлицкая:
— Честно говоря, когда мне принесли текст, я была в шоке, потому что песня несколько фамильярна, скажем так. Но потом я подумала — а почему бы и не похулиганить немного? Но показывать свои, как говорят очень многие не любящие меня дамы, «телеса» я не собиралась — просто кривлялась перед камерой, а Кальварский всё заснял и после съемок сказал, что сделает мне сюрприз, вот и сделал…
Трудно поверить, что те же авторы сочинили для альбома такую яркую песню, как «Аквалангисты Любви», но на неё клип почему-то не сняли. Кстати, по словам Молчанова, эта песня стала «самой популярной у геев и лесбиянок города Москвы» (Трубач и Моисеев тогда ещё не записали своих «Щелкунчика» и «Голубую Луну»).
Не сняли клипы и на две другие песни, куда более претендующие на звание «хитов», нежели дурацкий «Плей-бой».
Первая — это «Но только не говори мне», весь смысл которой можно свести к старой шутке: «Секс не повод для знакомства». Я весьма удивился, когда узнал, что композитором здесь выступил Аркадий Укупник, которого мы тогда знали как клоуна, исполнявшего пошловатые опусы наподобие «Сим-сим, откройся, Сим-сим, отдайся…» (припев здесь он к тому же слегка скопипастил с «Crucified» ARMY of LOVERS).
«Но только не говори мне» была хорошо аранжирована, её мелодия не вписывалась в рамки трёх блатных аккордов, и главное — песня хорошо подходила к голосу Ветлицкой.
То же можно сказать и о «Лунном коте». Исходя из моего личного опыта, это самая популярная песня во всём репертуаре певицы — наряду с «Посмотри в глаза» и «Душой». Она нравилась даже людям, которые не выносили отечественную попсу и примитивных текстов.
А ведь текст Сергея Патрушева здесь был не просто примитивный, а демонстративно примитивный (возможно, это его и спасало). Да ещё и образ Лунного кота придавал какую-то оригинальность — тем более что кошечек, как известно, все любят…
Полночь бьёт, сердце ждёт… Поздно…
Лунный кот в луже пьёт звёзды.
На окне в темноте — розы, слёзы —
Слёзы на цветах, а лунный кот…Лунный лунный лунный кот
Свет из лужи пьёт и пьёт.
Всё темней в моём окне.
Лунный лунный лунный кот…
Сердце сердце ждёт и ждёт,
Но уже давно понятно мне —
Дело не в луне…
Музыку написал композитор Илья Духовный — ещё один постоянный автор Татьяны Булановой (именно ему принадлежит жалостливая «Спи, мой мальчик маленький, спи, малыш…»). Кстати, вы заметили, что припев «Лунного кота» почти идентичен припеву «Посмотри в глаза»?
Наталья Ветлицкая:
…однажды ко мне пришел Илья Духовный, принес мне «Лунного кота». Просто подарил. Остальные ведь стараются сорвать куш побольше.
Видимо, композитор так впечатлил певицу, что следующий её альбом — «Раба любви» (1996) — состоял исключительно из песен Духовного. Он получился более лиричным, чем предыдущие альбомы Ветлицкой, и, кроме упомянутого «Кота», включал в себя еще три симпатичных песни — «Раба любви», «Шила я платье» и «Я не вернусь».
Правда, весь остальной материал получился, как по мне, слишком скучным. Ещё более скучным и унылым вышел альбом с красноречивым названием «Что хочешь, то и думай» (1998). Единственный новый музыкальный хит — «По Тверской и Неглинной», сочинённый Олегом Молчановым с его «Берни Топином», и тот был частично содран с песни ARMY of LOVERS «La plage de Saint Tropez».
То, что в создании этого альбома участвовало аж семь разных композиторов, особо не помогло.
Наталья Ветлицкая:
…я считаю, что один человек при всем желании не может написать целый альбом песен. Обязательно будут присутствовать хорошие и плохие композиции, будет видно, где труд, а где халтура. А если каждую песню пишет новый человек, он вкладывает в нее все свои творческие силы и возможности, в итоге у меня получается альбом, состоящий исключительно из хитов.
Хватало композиторов и на альбоме 1999 года «Просто так». Однако на этот раз он получился поживее и даже содержал два забавных танцевальных хита. К обеим приложили руки поэт Сергей Патрушев, композитор Александр Лунёв и сама Наталья Ветлицкая.
Наталья Ветлицкая:
— Когда мы писали песню, мой продюсер Александр Иванов, каждый день твердил, что «Пчёлы» никогда не станут хитом. А мне просто в детстве нравился мультфильм про Винни-Пуха. Когда увидела его в продаже на видеокассетах, тут же купила и нарезала оттуда кучу весёлых фразок. Потом мы вместе с композитором написали эту забавную «песнюшку», которая, что мне было особенно лестно, понравилась радиостанции «Хит-FM», и где она, в дальнейшем, завоевала приз — «стопудовую гирю».
Ещё большим хитом стала песня «Глупые мечты», где певица поёт куплет непривычно низким голосом.
В начале нулевых Ветлицкая то уходила в тень, то опять появлялась на публике с новыми хитами — «Половинки» (В. Ванин, 2002), «Пламя страсти» (В. Захаров — Н. Чубарова, 2003), «Глаза цвета виски» (А. Лукьянов, 2003)… Все они вошли в альбом 2004 года «Мой любимый», который является на данный момент последним в дискографии певицы.
Несмотря на стабильный успех этих песен, они напоминали мне всего лишь приятный «ресторанный» фон для женских ушей. Единственной более-менее интересной песней на альбоме я бы назвал «Рей, рей» (С. Сорокин — З. Попроцкий), и то с оговорками. Выводить рулады — не самая сильная сторона голоса Ветлицкой, да и текст был местами слишком «мутным». Трудно понять, что подразумевает поэт в строчке «Стою, где только была она, она одна…». Может, это героиня вспоминает себя в прошлом?
Последним хитом Ветлицкой стала вышедшая в том же 2004 году песня «Изучай меня», после чего певица стала появляться на публике реже и реже. После 2008 года она исчезла со сцены совсем, а в 2013-м уехала с дочерью на ПМЖ в Испанию.
Весть о её возвращении на российскую эстраду в 2019 году восприняли неоднозначно. Кто-то вспомнил певице нелестные посты о России, кто-то критиковал её новый имидж, кто-то — вокальные данные (вроде бы до этого они были лучше!). Тем не менее думаю, даже старого репертуара хватит, чтобы привлечь на концерты ностальгирующую публику.
К сожалению, новые аранжировки старых песен наводят на грустные мысли. Если бы Ветлицкая действительно хотела впечатлить публику, то могла бы нанять живую группу и сделать уклон в сторону альтернативного звучания, а не плестись позади мёртвой «автотюнинговой» музыки.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...