В «Метаморфозах» Овидий рисует своим читателям картину мира, которая дошла до него из старых преданий (книга первая).
Не было моря, земли и над всем распростертого неба, —
Лик был природы един на всей широте мирозданья, —
Хаосом звали его.
Это трудно представить: вместо сегодняшнего достаточно понятного мира — какой-то кусок чего-то, похожего на тесто:
Нечлененной и грубой громадой,
Бременем косным он был, — и только, — где собраны были
Связанных слабо вещей семена разносущные вкупе.
Трудности на этом не кончаются: еще нет света, еще нет ни восхода, ни заката, мало того — и земля была неизвестно чем и неизвестно как:
И не висела земля, обтекаема током воздушным,
Собственный вес потеряв…
Ни суши, ни воды, ни моря, ни рек:
Там, где суша была, пребывали и море и воздух.
И ни на суше стоять, ни по водам нельзя было плавать.
Но и это еще не все: все сущее воевало со всем сущим:
Все еще было в борьбе, затем что в массе единой
Холод сражался с теплом, сражалась с влажностью сухость,
Битву с весомым вело невесомое, твердое с мягким.
Откуда ни возьмись, появился бог, который всё привел в порядок: разделил сушу и воду, твердь земную и твердь небесную. Он же образовал реки и моря, луга и поля:
Он повелел разостлаться полям, и долинам — вдавиться,
В зелень одеться лесам, и горам вознестись каменистым.
В воздухе тучам стоять приказал он и плавать туманам,
И разражаться громам, смущающим души людские,
Молниям он повелел и ветрам приносить охлажденье.
Видимо, уже тогда части света и ветры получили свое название: Эвр — восточный ветер, Зефир — весенний ветер, Борей — северный ветер, Австр — южный влажный ветер. Аврора — символ востока и одновременно богиня зари, Набатейское царство — Малая Азия, Персия — нынешний Иран, Скифия — земли севернее Черного моря. Кто дал эти названия, кто обозначил границы суши, кто назначил направление ветров — Овидий принимает это как данность.
Бог позаботился и о том, что должно быть над сушей и водой:
Сверху же, выше их всех, поместил он веса лишенный
Ясный эфир, никакою земной не запятнанный грязью.
Основные земные и воздушные дела закончились — и тут появляются звезды:
Только лишь расположил он всё по точным границам, —
В оной громаде — слепой — зажатые прежде созвездья
Стали одно за одним по всем небесам загораться…
На этом космические дела закончились, Бог населил живыми созданиями воздух, воду и сушу:
Для обитанья вода сверкающим рыбам досталась,
Суша земная зверям, а птицам — воздух подвижный.
И в этот момент почему-то появляется необходимость управлять всем этим хозяйством, поэтому у Овидия появляется человек:
И родился человек.
Из сути божественной создан
Был он вселенной творцом, зачинателем лучшего мира…
Особенность этого создания (так и непонятно, кто его создал и как):
И между тем как, склонясь, остальные животные в землю
Смотрят, высокое дал он лицо человеку и прямо
В небо глядеть повелел, подымая к созвездиям очи.
Овидий как бы подводит итог деятельности высших сил: всё упорядочено, хаос закончился. Хотя с сегодняшней точки зрения до полного порядка ещё далеко…
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...