Но, во-первых, каких проекта! Во-вторых, Ладовский создал уникальную методику подготовки архитекторов. А в-третьих, и с реализованными проектами не все так просто…
Николай Ладовский из того поколения, чей творческий расцвет пришёлся на эпоху революций и затем период становления Советского государства. Ну, а революция всегда всеобъемлюща, охватывая все сферы жизни. Плюс, в начале ХХ века до России, наконец, добирается современное искусство. Все вместе и дало поколение виднейших авангардистов, к которому и принадлежит Ладовский.
Родившийся в 1881 году, он получил диплом архитектора лишь в 1917-м, в 36 лет.
К сожалению, о его дореволюционной деятельности известно очень мало. Николай Александрович умер в октябре 1941-го, в прифронтовой Москве. Неудивительно, что почти весь его архив был утрачен. Так что известна малая часть его дореволюционной биографии, и то в основном по его словам и сохранившимся среди документов автобиографиям.
Сам Николай Александрович утверждал, что до учебы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества работал в строительстве и архитектуре 15 лет. Скорее всего, так и было. Проектировать самостоятельно ему вряд ли бы позволили, но участвовать — вполне.
В конце концов, примерно в то же время работает Фёдор Шехтель, так формально и не доучившийся. И получивший даже не диплом, а свидетельство на право производства самостоятельных работ уже после многолетней успешной практики, будучи известным архитектором.
В 1921 году вокруг Ладовского формируется круг единомышленников-авангардистов. Ядро одного из двух крупнейших архитектурных объединений 1920-х — АСНОВА, Ассоциация новых архитекторов. Развивавших свою, альтернативную появившемуся тогда же конструктивизму, концепцию — рационализм.
В чем отличия? Предельно огрубляя:
- конструктивизм сосредоточен на конструктивной и функциональной сторонах архитектуры;
- рационализм — на пространственных композициях и психологических аспектах её восприятия.
Не совсем ясно? Честно говоря, мне тоже. Попробуем иначе?
- Конструктивизм идет от функции. Да, советские архитекторы понимают, что функциональность может и должна быть еще и эстетичной (и это одно из отличий конструктивизма от функционализма), но главное все же — функциональность. Не слишком красивые конструктивистские здания исключением не были. Настолько, что о них стоит поговорить отдельно.
- Говоря предельно просто, рационализм идет от формы, от эстетичности, от пространственной композиции — к функциональности (без нее никак, ХХ век на дворе!).
Возможно, поэтому рационалистам проще и удобнее проектировать не отдельные дома, а сразу жилые комплексы, массовую застройку. Что, собственно, они и делают.
Вот один из первых проектов рационалистов — жилмассив на Тракторной улице в Ленинграде (1927 год).
Вообще-то, строительство началось 6 апреля 1925 года, и это — послереволюционное возобновление жилищного строительства в Ленинграде.
Ведь эти арки, эркеры и прочие «излишества» и сама по себе уступчатая схема расположения домов вроде бы никакой практической функции не несут. Кроме одной: эстетичного оформления пространства.
А расширение в начале проезда? Чем не въездные ворота?
Только имеет ли это отношение к функциональности, фетишу конструктивистов? Можно ведь и без этого…
Сам Ладовский представляет свои проекты на архитектурных конкурсах, но большей частью разрабатывает теоретическую сторону своей концепции и преподает во ВХУТЕМАС. Будучи, вероятно, одним из лучших методистов училища.
Его методика преподавания была, безусловно, уникальной. Николай Александрович вел на Основном отделении (первые два курса обучения, на которых закладывались основы художественного восприятия) ВХУТЕМАС курс «Пространство». Учил будущих архитекторов и художников работать с пространственными решениями.
Кстати, программа курса была разработана уже в первый год существования ВХУТЕМАС и преподавалась практически все десять лет его существования. А далее, после преобразования в МАРХИ, там продолжают преподавать единомышленники и ученики Ладовского, бывшие участники АСНОВА.
Методика строилась от общего к частному, идя от умения воспринимать и анализировать архитектурную форму в целом, от отвлечённых заданий, не привязываемых к конкретным элементам и деталям — ко вполне конкретным проектам.
Вот, например, задания на:
- «выявление массы и веса»
- «выявление формы»
- «выявление конструкции»
- «выявление динамики и ритма».
Известно, что Ладовский не рисовал на занятиях, чтобы студенты не пытались подражать ему, а продуцировали собственные идеи.
И неспроста сам курс «Пространство» преподавался на Основном отделении ВХУТЕМАС, до специальных дисциплин. Все для того же: чтобы знание классики, того как «положено» делать, не давило, заведомо вгоняя студентов в рамки «принятого». А с классическим наследием они все равно познакомятся на профильных курсах.
И это давало результаты. Вроде бы из студентов Ладовского выходило больше всего успешных архитекторов-практиков. В том числе продолжавших работать и после смены архитектурных приоритетов. Видимо, «натаскавшись» и набив руку на подобных упражнениях, используя умение создавать гармоничные пространственные построения как базу, они могли строить в любом архитектурном стиле. В отличие от многих конструктивистов, учившихся строить прежде всего функциональные здания.
К тому же, молодые конструктивисты, противопоставлявшие себя «классикам», слабо были знакомы с классической архитектурой. После смены приоритетов многим из них пришлось снова учиться.
А вот рационалисты с самого начала и не думали отвергать классического наследия. Взять хотя бы… хотя бы недавно отреставрированный Северный Речной Вокзал в Москве. Великолепное здание в стиле неоренессанса спроектировали участники АСНОВА Рухлядев и Кринский.
Но еще пару слов о методах подготовки Ладовского.
Оригинальнейшие методики использовались в организованной им Психотехнической лаборатории, знаменитой «тёмной комнате». Идея была в том, чтобы измерить способности студентов к восприятию пространства и формы. Буквально измерить, на специально разработанных приборах, выразив в цифрах и процентах.
Например, предлагалось определить на ощупь размеры отрезка. Или отмерить требуемую длину. Определить объем или форму. Оценить угол между двумя плоскостями. Естественно, все — на тактильных ощущениях. Комната-то — «тёмная»! Все это позволяло оценить сильные и слабые стороны каждого. И соответственно, развивать требуемое.
К огромному сожалению, лаборатория была утрачена с реорганизацией ВХУТЕМАС и сменой приоритетов в архитектуре. Так что сейчас известна конструкция далеко не всех уникальных устройств, сконструированных Ладовским.
Известно, что в лаборатории в 1927 году побывал Ле Корбюзье. Естественно, лично опробовавший методику. Говорят, результаты величайшего архитектора ХХ века оказались далеки от впечатляющих…
Очень интересно! Я не москвичка, но вход на станцию "Красные ворота" узнала сразу же.
0 Ответить
Во-первых, это читателям спасибо )))
Ну и во-вторых, если тема как-то интересна - еще одну статью подготовил, возможно, найдется материал и на вторую. Есть идея сделать материал о том, каким был неудачный авангард. Об этом редко пишут, но это тоже было, и неудачного было больше, чем шедевров.
1 Ответить
Александр Смирнов, с удовольствием почитаю. Сейчас такая редкость на ШЖ грамотные и самостоятельно написанные статьи.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо!!!!!, очень интересный материал и отлично проиллюстрирован.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Людмила, вам спасибо, что читаете.
0 Ответить