Землю всю исходив, — но Юпитера кто же уловки
Выследит? — став беглецом, от отчизны и гнева отцова
Кадм уклоняет свой путь и, молясь, у оракула Феба
Просит совета: в какой, вопрошает, земле поселиться?
Оракул Феб отвечает, что Кадм может поселиться там, где ляжет корова.
Встретишь в пустынных полях, — ему Феб отвечает, — корову,
Что не знавала ярма, не влачила и гнутого плуга, —
Вот и водитель тебе; где ляжет она на лужайку…
Так оно и случилось: Кадм последовал за коровой, а когда она прилегла на лугу, решил обустроить на этом месте свой город.
Первое — принести жертву Юпитеру, чтобы не было неприятностей от высших сил. Посылает своих слуг за водой. Слуги в поисках воды заходят в лес, видят пещеру, заходят в нее — и попадают во владения змея:
Марсов змей обитал, золотым примечательный гребнем,
Очи сверкают огнем; все тело ядом набухло,
Три дрожат языка; в три ряда поставлены зубы.
Незваные гости не успели поднять свои мечи:
Змей упреждает. Одних убивает укусом иль душит,
Тех умерщвляет, дохнув смертельной заразою яда.
Кадм не дождался своих воинов с водой, пошел их искать:
Только он в рощу вошел и тела увидал, а над ними
Змея, сгубившего их, врага, огромного телом, —
Как он кровавым лизал языком их плачевные раны…
Кадм вступает в бой со змеем:
отразить чешуей не мог он дрота, который
В длинный хребет его, там, где изгиб серединный, вонзился,
В теле застрял, и в нутро целиком погрузилось железо.
Змей сопротивляется, но Кадм
ему лезвие в глотку направил
И, напирая, всадил; а отход отступавшему дубом
Был прегражден, и пронзил одновременно дуб он и шею.
Казалось бы, все закончилось счастливо: дракон убит. Но в этот момент сверху раздался голос:
Что, Агенора сын, созерцаешь Змея убитого?
Сам ты тоже окажешься змеем!
Кадму стало не по себе, просто плохо:
Долго он бледный стоит, и краску утратив, и мысли
Сразу, волосы вверх от холодного ужаса встали. дня последнего должно
Ждать человеку всегда, и не может быть назван счастливым
Раньше кончины никто, до обрядов по нем погребальных.
Перед Кадмом — мертвый змей, рядом — никого, все его спутники — в утробе змея. И тут, как-то неожиданно, ему на помощь приходит Афина-Паллада:
Вот соскользнула, к нему попечительна, с высей воздушных Дева Паллада… велит положить в разрыхленную землю Зубы змеиные — сев грядущих людских поколений. Он же борозды вскрыл, послушный, на плуг налегая, Всыпал, как велено, в них человечьи зародыши — зубы.
«…на плуг налегая» — видимо, Афина ему припасла для такого случая; мало того, она же его научила, как пахать землю.
Вскоре, — поверить нельзя! — вдруг стали двигаться комья, Из борозды острие копья показалось сначала, Вскоре прикрытья голов, колебля раскрашенный конус, Плечи и груди потом, оружье несущие руки Вдруг возникают, — растет мужей щитоносное племя!
Дальше Овидий сообщает нам о том, как в Древнем Риме делались театральные постановки:
В праздник, в театре, когда опускается занавес, так же
Изображенья встают; сначала покажутся лица,
А постепенно и стан; вот явлены плавным движеньем,
Видны уже целиком и ногами на край наступают.
Кадм было напугался, схватился за оружие, но один из вставших из земли ему сказал: «Не пытайся им противостоять, они сами перебьют друг друга!» Так и случилось, осталось от этой гвардии только пятеро.
Кадму суждено было основать город Фивы, а там, где легла корова, он поставил алтарь Афины (Овидий об этом не пишет, об этом говорят другие источники). Позднее Зевс дал Кадму в жены Гармонию (дочь Ареса — бога войны и Афродиты). В конце жизни Кадм и Гармония вынуждены были покинуть Фивы и после странствий оба превратились в змей.
Силён мужик был. Насквозь и шею пронзил и к дереву пригвоздил!
Оценка статьи: 5
0 Ответить