Был когда-то в Греции город с названием Калидон (он был разрушен в 31 году до новой эры). Царствовал в этом городе Оэней, у которого был сын Мелеагр. Город и его окрестности процветали, но на него свалилось несчастье — дикий зверь, с которым никто не мог справиться. Овидий в восьмой книге «Метаморфоз» рассказывает, что этот зверь — посланец обиженной богини Дианы, не получившей жертвы в честь плодородного года.
Вепрь был, — Дианы слуга и ее оскорбления мститель.
Кровью сверкают глаза и пламенем; шея крутая;
Часто щетина торчит, наконечникам копий подобно,
Целой оградой стоит, как высокие копья, щетина.
Хрюкает хрипло кабан, и, кипя, по бокам его мощным
Пена бежит, а клыки — клыкам подобны индийским,
Молния пышет из уст: листва от дыханья сгорает.
И эта скотина топчет всходы, пожирает урожай, убивает скот, нападает на людей.
Но вот Мелеагр и отборных
Юношей местных отряд собираются в чаяньи славы…
К юношам присоединяется девушка (ее имя — Аталанта):
и — рощ ликейских краса — тегеянка-дева;
Сверху одежда ее скреплялась гладкою пряжкой,
Волосы просто легли, в единственный собраны узел;
И, повисая с плеча, позванивал кости слоновой
Стрел хранитель — колчан; свой лук она левой держала.
Девы таков был убор; о лице я сказал бы: для девы
Отрочье слишком лицо, и слишком для отрока девье.
Судя по всему, Мелеагр увидел ее впервые, но этого было достаточно:
Только ее увидел герой Калидонсний, сейчас же
И пожелал, но в себе подавил неугодное богу
Пламя и только сказал:
«О, счастлив, кого удостоит Мужем назвать!»
Началась охота, все устремляются за зверем:
Выгнан из зарослей вепрь в середину врагов; разъяренный,
Мчится, подобно огню, что из туч громовых упадает,
Валит он в беге своем дерева, и трещит пораженный
Лес; восклицают бойцы, могучею правой рукою
Держат копье на весу, и широкий дрожит наконечник.
Мчит напролом; разгоняет собак, — какую ни встретит,
Мигом ударами вкось их, лающих, врозь рассыпает.
Зверь ранен:
Пуще взбесился кабан; запылал подобен перуну,
Свет сверкает из глаз, из груди выдыхает он пламя,
И как несется ядро, натянутой пущено жилой,
К стенам летя крепостным иль башням, воинства полным, —
К сборищу юношей так, нанося во все стороны раны,
Мчится…
Никто из бойцов не может его поразить, и тут
наложила Дева-тегейка стрелу и пустила из гнутого лука.
Около уха вонзясь, стрела поцарапала кожу
Зверя и кровью слегка обагрила густую щетину.
Дева, однако, не так веселилась удара успеху,
Как Мелеагр: говорят, он первый увидел и первый
Зверя багрящую кровь показал сотоварищам юным.
«Ты по заслугам, — сказал, — удостоена чести за доблесть!»
Дева-тегейка — Аталанта.
Зверь ранен, но не сражен, бой продолжается, но вот Мелеагр (Ойнид, сын Оэнея) поражает вепря
Дважды ударил Ойнид: из двух им брошенных копий
Первое медью в земле, второе в хребте застревает.
Медлить не время; меж тем свирепствует зверь и всем телом
Вертится, пастью опять разливает шипящую пену.
Раны виновник — пред ним, и свирепость врага раздражает;
И под лопатки ему вонзает сверкнувшую пику.
Криками дружными тут выражают товарищи радость,
И поспешают пожать победившую руку рукою.
В то время был такой обычай: отдать главный трофей охоты тому, кто пустил жертве первую кровь. Следуя этому, Мелеагр отдает голову вепря Аталанте:
победитель, поправ грозивший погибелью череп, Молвил: «По праву мою ты возьми, нонакрийская дева, Эту добычу: с тобою мы славу по чести разделим». Тотчас он деве дарит торчащие жесткой щетиной Шкуру и морду его с торчащими страшно клыками, — Ей же приятен и дар, и сам приятен даритель.
Поправ грозивший погибелью череп — Мелеагр поставил ногу на кабанью голову, нонакрийская дева — Аталанта, она пришла из города Нонакрида (этот город в числе других назвал Павсаний в своем «Описании Эллады»).
Соратники Мелеагра возмутились, отобрали трофей у Аталанты. Ожесточенный Мелеагр перебил их всех. Справедливость восторжествовала…
Подозреваю, что Мелеагр руководствовался не столько чувством справедливости, сколько страстью к Аталанте. Такой девушке непросто преподнести букет цветов - может не оценить, а вот голова вепря и восторги ее мастерством лучника - самое то.
Мне очень понравилось сравнение клыков вепря с некими "индийскими клыками" - без подсказок ясно, что речь идет о слоновьих бивнях. Почему же не африканские слоны стали предметом внимания? Вот тут я могу только выдвинуть гипотезу: об индийских слагалось больше легенд, размеры их бивней преувеличивались.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Карл-Август Аванти, что касается мотивов поступка Мелеагра - абсолютно точно, он хотел заполучить ее в жены. Кабан - это бородавочник. Возможно, Овидий считал, что он имеет какое-то отношение к Индии.
1 Ответить
Борис Рохленко, бородавочник это еще интереснее - они обитают достаточно далеко от африканского побережья, доставленные в Европу экземпляры вполне могли слыть индийскими зверями, а их внешний вид и особенно клыки, действительно, впечатляют.
Оценка статьи: 5
0 Ответить