Славяне в дружеском окружении обычно улыбаются, интересуются делами собеседника, расточают «спасибо» направо и налево, за столом — аккуратны и сдержанны.
А вот английское «спасибо» другу в Индии, как минимум, испортит душевный разговор. Благодарить близких людей на местных языках — вообще моветон. Можно, в крайнем случае, просто похвалить вещь или намекнуть, как она хороша.
Но в Греции и этого делать не стоит: гость скажет комплимент просто из вежливости, а хозяину придется вещь подарить.
Вообще комплименты — своеобразная «минная зона» в культурных традициях многих стран.
У северных народов, финнов и норвежцев, публичные комплименты не в чести. У первых они просто не идут «в зачет», а у вторых порицаются моральным кодексом, считаясь лестью. Даже детей в школе не хвалят прилюдно, чтобы не унижать остальных, неохваченных.
Кстати, здоровье там считается интимным делом, о котором неприлично расспрашивать после болезни. О самой болезни тоже лучше умолчать.
Но все затмевают последствия комплиментов в США: там могут это расценить как сексуальное домогательство. Кстати, платить за женщину в ресторане, помогать нести тяжелую сумку и даже придерживать тяжелую дверь не стоит по этой же причине.
Зато в Корее девушке вместо комплимента требуется прямо сказать об ужасном внешнем виде. Чем хуже выглядит, тем лучше: мужчинам непременно захочется защитить бедняжку и превратить в цветущую красавицу.
Восток, как известно со времен товарища Сухова, дело вообще тонкое. В Китае обидятся, если гость ест аккуратно, без пятен соуса на скатерти: невкусно, значит. В Южной Корее еще хуже: для выражения восторга от еды, хозяев и повара гость должен лить слезы и даже сопли. Правда, при остроте местной кухни сделать это несложно. Только не путать с Японией, где просто прилюдно высморкаться — уже аморально.
Невинная для европейца привычка закидывать ногу на ногу оскорбит жителей стран юго-востока: стопа, да еще с открытой подошвой, не должна указывать на собеседника. И руки нельзя распускать даже для выражения дружеских чувств: тронуть кого-то или погладить по голове — табу.
Но стоит продолжить тему застолья.
В Монголии и Бурятии хозяева с облегчением вздохнут, если гость отрыгнет: накормили!
В Грузии нельзя допивать вино просто из вежливости: хозяин обязан следить за бокалом гостя и будет наполнять его до бесконечности.
В средней Азии похожая ситуация с чаем. Уважаемому посетителю будут его подливать постоянно и понемногу: чтобы был горячий и вкусный в течение долгой беседы. Если налили сразу полную пиалу, значит, предлагают «без уважения» выпить и откланяться.
Решив обойтись универсальным знаком одобрения, подняв вверх большой палец, тоже можно попасть впросак. У некоторых народностей это — символ издевки, бахвальства. Лучше уж помочь в уборке после застолья, только не с мытьем посуды, чтобы «не смыть» чужое счастье. Хвататься за пылесос безопаснее, про это ноу-хау примет пока нет.
И еще одна важная «гостевая» тема — цветы. Дарить? Не дарить? Какие и сколько?
Если это Китай и есть желание рискнуть — дарить можно только искусственные цветы как вечно красивые. Живые — ни-ни, это символ смерти, как и число 4! Там даже квартир и этажей нет с таким номером, как в Штатах — с числом 13. А риск состоит в том, что хозяйка дома может обидеться на намек, что ее жилище нуждается в дополнительном украшении.
В Японии и Норвегии против любых цветов ничего не имеют, но количество их должно быть четным: нечетное число уместно только для умерших.
В общем, странных привычек и примет в мире — немерено.
Русские боятся «сглаза» и на всякий случай ругают всё, даже детей. А вот евреи хвалят свое чадо независимо от того, заслуживает ли оно этого.
Арабы считают «дурным тоном» передавать кальян во время курения, а индейцы «трубку мира» уважительно отдают именно из рук в руки.
Не стоит искать тут правых и виноватых: их нет. Зато есть общечеловеческое право свободы веры и убеждений. И уважения к ним остальных людей, даже не разделяющих эти воззрения. Ведь «в чужой монастырь со своим уставом не ходят». И да здравствуют терпимость, толерантность и знания, которые «за спиной не носить»…
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...