Carl Douglas — «Kung Fu Fighting» (1974)
В начале 1970-х годов западный мир буквально захлестнула волна увлечения восточными единоборствами — кунг-фу, карате и прочими акробатическими махалками. Решающую роль во всём этом сыграл гонконгский кинематограф: сначала всех покорил фильм «Китайский боксёр» (1970), а потом на сцену вышел Брюс Ли с его «Кулаком ярости» (1972) и «Островом Дракона» (1973).
Отголоски этой моды докатились и до Советского Союза. Я прекрасно помню, как многие мои ровесники на школьных переменах махали руками и ногами с криками «кия!» (сам был грешен).
Похожие па в стиле кунг-фу исполняли на улицах и лондонские дети. Их-то и приметил чернокожий певец Карл Дуглас. Сам он был родом с Ямайки, но рано перебрался в Британию. Там он долгое время работал сессионным вокалистом на «Pye Records», где как раз продюсировал тот самый Бидду.
Однажды Бидду пригласил Дугласа в студию, чтобы записать вокал для сингла «I Want to Give You My Everything». Однако, как известно, у виниловой пластиночки две стороны, и надо было чем-то заполнить вторую. Тогда-то Бидду и спросил Дугласа, есть ли у того на примете какой-то набросок, который можно довести до ума? Ну, Дуглас и показал ему текст под названием «Kung Fu Fighting» («Кунг-фу битва»), вдохновлённый уличной сценкой. Правда, вместо детей в песне участвовали некие банды из Чайнатауна.
Автор перевода — Ил:
Все дрались в стиле кунг-фу:
Удары ногами были быстрее молний…
По правде говоря, смотрелось это устрашающе,
Но их движения были мастерски рассчитаны…Там были крутые китайцы
Из опасного китайского квартала:
Они рубили в щепки всё вокруг
И не знали пощады…
Это древнее китайское искусство,
И каждый знал своё дело,От ложного замаха в мгновение ока переходя
К ударам от бедра…
Бидду и Дуглас доработали песню и записали её в течение 10 минут оставшегося студийного времени — всего за 2 дубля.
На первый взгляд, песенка действительно вышла незатейливой — с танцевальными ритмами, псевдовосточными мелодиями и гортанными выкриками, которые лично исполнил сам продюсер.
Бидду:
— «Kung Fu Fighting» была стороной «B», поэтому я переборщил с «ха!» и рубящими звуками. Ведь это сторона «B»: кто её слушает?
Особого значения песне никто из авторов не придавал — до тех пор, пока её не услышали в руководстве лейбла и не сказали: «Нет, эта песня должна быть на первой стороне сингла».
Сингл «Kung Fu Fighting» вышел в июне 1974 года и поначалу продавался из рук вон плохо. Его даже в течение пяти недель не транслировали по радио. Зато песня стала крайне популярной в танцевальных клубах, и спустя почти три месяца ситуация изменилась. Сингл не просто попал в британский хит-парад, но и возглавил его. То же самое произошло и в США. В результате по миру было продано 11 миллионов пластинок, а «Kung Fu Fighting» стал одним из самых продаваемых синглов всех времён.
Бидду и Карл Дуглас в одночасье стали звёздами. Последний стал выступать на концертах облачённым в китайские одежды и сопровождал исполнение песни кунг-фуистскими движениями.
Дуглас продолжил разрабатывать найденную золотую жилу и в 1975-м выпустил второй сингл под названием «Dance the Kung Fu» («Танец в стиле кунг-фу»). Но его популярность была куда ниже (№ 35 в Британии, № 48 в США), а вскоре звезда певца и вовсе закатилась.
Но история песни продолжалась: хит не забыли и частенько использовали, прежде всего, в кино. Например, в мультфильме «Кунг-фу Панда» (в исполнении Си Ло Грина).
Или в комедии «Убойный футбол».
Кстати, в последней мы слышим кавер на «Kung Fu Fighting», записанный группой BUS STOP при участии самого Карла Дугласа. Кавер вышел в 1998 году и занял 8-ю строчку британского хит-парада.
Tina Charles — «I Love to Love (But My Baby Loves to Dance)» (1976)
Бидду повезло куда больше, чем Карлу Дугласу. Успех «Kung Fu Fighting», который многие считают знаковой песней в формировании диско-музыки, стимулировали продюсера создать проект Biddu Orchestra, специализировавшийся на записи инструментальной музыки в этом жанре. Проект оказался успешным (например, сингл «Summer of '42» достиг 14 места в Британии).
Впрочем, Бидду не забывал и о работе с другими исполнителями. Одной из самых успешных его подопечных стала английская певица Тина Чарльз. Вообще-то, настоящая фамилия у неё была Хоскинс, но она заменила её именем отца, чтобы не путали с другой певицей — Мэри Хопкинс.
Долгое время Тина пела на записях разных групп. Её голос можно услышать в таких музыкальных хитах, как «Make Me Smile» Стива Харли и «I'm On Fire» группы 5000 VOLTS. Хотя в последней песне вокал Тины был основным, её даже официально не признавали членом группы — из-за каких-то проблем с контрактом.
Повезло певице только в 1976 году, когда она стала работать с Бидду и двумя авторами — лириком Джеком Робинсоном и композитором Дэвидом Кристи (который значился под псевдонимом «Джеймс Болден»).
Именно Робинсон и Кристи сочинили для Тины Чарльз одну из самых ярких диско-песен 1970-х годов — «I Love to Love». Суть её была проста и одновременно забавна. Героиня песни жалуется на то, что она хочет любви, но её парень предпочитает… танцы.
Автор перевода — Serendipity:
О, я люблю любить,
Но у нас нет времени для романа.
Нет, нет, нет…
О, я люблю любить,
Но мой малыш просто любит танцевать.В эту минуту оркестр исполняет свинг,
Он стоит на ногах, чтобы расслабиться и
Танцевать ночь напролет.Стоп, я вращаюсь как волчок,
Мы будем танцевать до упада,
Но, если бы у меня был выбор…
Приятная мелодичная песня три недели провела на вершине британского топа, но в США большим хитом почему-то так и не стала.
Зато песня стала первой официальной записью будущей исландской звезды — Бьорк. В 1976 году Бьорк Гудмундсдоттир было всего 11 лет, но талантливая девочка так здорово исполнила песню на школьном концерте, что восхищённые учителя отправили запись на радио. А в 1977 году «маленькая эльфийка» уже записывала свой первый сольный альбом.
Из других версий можно вспомнить недавний кавер «I Love to Love», выпущенный французским проектом Bon Entendeur в феврале 2021 года.
Что касается Тины Чарльз, то она не стала «звездой одной песни» и записала во второй половине 1970-х ещё ряд успешных британских хитов: «Dance Little Lady Dance», «Love Me Like A Lover», «Dr Love», «Rendezvous», «Love Bug». Правда, как на мой вкус, среди них уже не было столь запоминающихся мелодий, как в «I Love to Love»…
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...