По оценкам историков, чукчи были самым воинственным народом в регионе и в разное время воевали практически со всеми окружающими племенами. Они не только защищались сами, но периодически совершали набеги на соседей, последние из которых — против эскимосов соседних островов и Аляски, происходили еще в середине XIX века. Военные действия велись как на суше, так и на море: оленные чукчи, составлявшие основную массу этноса, воевали на суше, оседлые — на море.
Формально жители Чукотки стали подданными Российской империи еще во второй половине XVIII века, при Екатерине II, однако процесс присоединения края складывался очень непросто для обеих сторон. Русско-чукотские войны (оказывается, были и такие) продлились более полутораста лет, и далеко не все схватки заканчивались победой московитов. Поэтому сибирские власти, в чьем ведении находилась Чукотка уже с середины XVIII в., были вынуждены сменить «кнут» на «пряник» и не столько воевать, сколько договариваться с этим гордым народом Севера.
Основной причиной «замирения» было не столько военное давление империи, сколько экономические причины: рост потребности чукчей в российских товарах. Впрочем, сибирские власти благоразумно воздерживались от вмешательства во внутренние дела чукчей, которые продолжали жить по своим племенным обычаям и сохраняли традиционные верования.
Сам образ жизни чукчей был нацелен на суровую борьбу за существование, на готовность к перенесению голода и холода, к охоте на зверя, борьбе с врагами и делал их отличными воинами.
Чукчи все мужественны на копьях и из луков стрелять проворны… обычай имеют… между собой друг с другом штурмуют копьями и надевши куяки бегают вокруг, например, час по три и более, а потом стреляют друг в друга из луков стрелами. Оне же ходят, когда приспеет кочевать, то за табуном всегда пешком в куяках идут.
Так описывал систему боевых упражнений жителей Чукотки один из очевидцев, другой же, офицер царской армии, назвал их «железными людьми». Чукотские воины, как европейские рыцари и японские самураи, в сражениях носили доспехи, причем разных типов: кожаный ленточный-ламинарный (использовалась кожа крупного тюленя) и пластинчатый-ламеллярный, а позднее — железный.
Во второй половине XIX века среди чукчей получило распространение огнестрельное оружие. И хотя первое время из-за своей дороговизны оно все-таки было редкостью, согласно свидетельствам очевидцев, уже к началу XX века у каждого жителя побережья было от одного до трех ружей, главным образом винчестеров, приобретенных у американцев (которые, как правило, продавали их дешевле, чем русские торговцы, что в целом противоречит ситуации, показанной в «Начальнике Чукотки», где жадный американец Чарли продает свои товары местным жителям втридорога).
А. К. Нефедкин в своей монографии «Военное дело чукчей» пишет:
При этом чукчи не просто отважно сражались, но и умели применять элементы военной стратегии: подвижность на театре боевых действий; неожиданные нападения с убийством мужчин и уводом в плен женщин и детей; маневренную тактику, рассчитанную на охват флангов и выход в тыл; организация засад в удобных местах и даже ложное бегство, рассчитанное на заманивание противника. Хотя в целом не слишком полагались на дальний бой, а старались быстрее перейти к рукопашной схватке.
Но добавляет при этом:
Что не могли сделать ружья и пушки, сделали табак, водка и эпидемии: чукчи постепенно утратили былую воинственность.
Похоже, что создатели анекдотов, во всяком случае, некоторые из них, в курсе славного боевого прошлого чукчей, и эта тема не случайно находит отражение в фольклоре.
Понадобилось как-то нашим во время войны документы из штаба немцев выкрасть… Добровольцев нет (ссут все), послали, значит, чукчу (его не жалко) и говорят ему: если за жопу возьмут — так мы тебе зашили в воротник ампулу с ядом, куснешь ее и кирдык моментально, зато типа военную тайну не сдашь ворогам! Возвращается он через неделю, с секретными документами, рейсхмарками, знаменем полка фашистского и рассказывает:
— Вот все трофеи, а заодно я и весь штаб зачистил от фрицев!
— Как ты сумел-то, в одиночку, все принести да заодно и весь штаб погубить? Что тяжелее всего было на задании?
Чукча отвечает:
— Тяжелее всего, однако, было заставлять их кусать мой воротник!
Каковы дальнейшие перспективы анекдотов про чукчу? Расцвет чукотского фольклора пришелся на «золотое время советского анекдота», эпоху брежневского застоя. Анекдоты тогда передавались исключительно в устной форме, а живой рассказ оффлайн всегда интереснее, если речь идет о каких-либо конкретных личностях или персонажах; последние анекдоты про любимых героев рассказывались и слушались едва ли не с большим интересом, чем новости о близких знакомых («Катаются поручик Ржевский с Наташей Ростовой в лодке… Приехал как-то чукча в Москву…»).
В наше время анекдот, шутка превратились из устного рассказа в текстовое сообщение, которое можно прочитать и переслать по электронной почте, телефону или через социальную сеть. Раз так, анекдот, сам по себе крайне лаконичный жанр, минимизируется еще больше (хотя, казалось бы, куда еще?) и превращается в пресловутый онлайнер — нано-историю или шутку размером в одну-две строки, из которой исчезают герои.
Вопрос «куда пропало армянское радио?» имеет несколько вариантов ответов, смешных и не очень, но самый реалистичный гласит, что персонажи, в том числе коллективные (радио), больше не требуются. И кстати, раз уж зашла речь об армянском радио:
Армянское радио спрашивают:
— Какая нация на земле самая сексуальная?Армянское радио:
— Конечно же, чукчи. Вы только представьте себе первую брачную полярную ночь!
Угасание интереса к фольклорным персонажам — неоспоримый факт. Тем более что некоторые популярные темы, такие как география и антропология, не говоря уже об охоте на моржей и жизни в чуме, кажутся практически исчерпанными. Аляску продали, а Чукотку нет — и это факт, с которым приходится смириться. Японцы внешне похожи на чукчей, но совершенно другие — но и этот сюжет обыгран не один раз.
У чукчей родился неприлично умный ребенок. Его выгнали. Так появились японцы!
Создатели анекдотов уже успели женить чукчу на француженке, а чукотскую девушку выдали замуж за еврея:
Чукча женился на француженке, приезжает домой погостить. Отец его спрашивает: «Ну, как жена, понравилась?» «Нет! — отвечает чукча. — Она очень грязная! Моется каждый день!»
Еврей женится на чукчанке. Его родители приезжают в чум посмотреть на сноху. Сара-мать шепчет Абраму-мужу:
— Смотри, она такая чёрная, узкоглазая, коротконогая!
Отец невесты сообщает, что в приданное даёт 5 стад оленей, 3 золотых прииска и 2000 соболиных шкур.
Сара-мать опять шепчет Абраму-отцу:
— А она ничего, на японочку похожа.
Однако… нет, однако все обстоит не так уж и безнадежно!
Во-первых, «однако тенденция» угасания персонажей не всегда прямолинейна. Один или несколько оленей могут свалиться или уже свалились в пропасть забвения, но до гибели всего стада еще очень и очень далеко. Тем более что появляются и новые фольклорные типажи, такие как «новый русский», блондинка, эльфы, Гарри Поттер и Фродо.
Во-вторых, тема человеческой глупости (повторим, в самом широком смысле этого слова) практически бессмертна, а глупость чукчи, как мы уже отмечали, имеет двойственную природу (как говорил поэт, это народ «наивный как миф, и опытный как нужда»).
В-третьих, не будем забывать про уже упомянутый фольклорный «постмодернизм», который рождает новые сюжеты, новые темы и новые образы.
— А как это «Новый чукча»?
— Малиновые сани и 600 собак.
Появился фольклорный новый персонаж — британские ученые? Что же, наш ответ Чемберлену не заставил себя долго ждать:
Чукотские ученые доказали существование внечукотских цивилизаций.
Сенсация: чукотские ученые открыли…
— Не надо «открыли», просто: сенсация — чукотские ученые!
И наконец, самое главное: в мире постоянно происходят новые события и катаклизмы. Конечно, не все они имеют отношение к Чукотке и ее обитателям, тем не менее на многие из них всегда можно посмотреть незамутненным, наивным, и в то же время по-житейски опытным и мудрым, взглядом героя анекдота:
— Скажите, почему нет ни одного чукчи-футболиста?
— Чукча не дурак играть самому в футбол! Чукча владелец футбольной команды!
После демонстрации на Крайнем Севере фильма «Выживший» актеру ДиКаприо решением губернатора присвоено звание почетного гражданина Чукотки!
Возвращается чукча из Москвы.
— Ну что, как Москва?
— Очень хороший город, однако. Богато, почти нету русских, даже мэр — и тот наш.
Жил на Чукотке в 1979-1983г.г. И лично находил в окрестностях чукотского поселка Чуванское листовки, напечатанные типографским способом, с призывами к борьбе с русскими.
0 Ответить
Сергей Шаляпин, был на Камчатке, в Корякском АО. Чукчей мало, коряки тундровые и береговые. И читал, и слышал, что да, иногда нагнетают. Типа, что на государственных должностях и в бюджетных учреждениях начальство-сплошь русские, а русские коряков не любят, якобы за то, что они ленивые.
Бывший глава деревни Манилы меня пригласил в гости и говорил: "Я-русский, я здесь вырос, и мне неприятно слышать, как учителя или врачи, приехавшие откуда-нибудь из Ростова за длинным рублём, говорят, что местное население не любит работать!"
Просто уклад жизни тундровых народов ДРУГОЙ. Другой мир совсем. Нам его не понять. Некоторые оленеводы на пенсии скучают по тундре, сидя у себя дома. Они делают костёр на улице, а не готовят на печке или плите. Они рубят лёд, а не пользуются водопроводом. Нам их не понять.
С другой стороны, чукча или коряк, получивший образование, хорошо, если станет, допустим, зоотехником. А если поумнее, уедет. А кто останется оленей пасти? Местным тоже обидно.
А про "подкладывание" женщин под гостей-геологов или кого-то с "большой земли"-слышал версию, что это для свежей крови. Если среди одного малого народа сплошь близкородственные связи (а это когда-нибудь и будет), то ничего хорошего.
0 Ответить