Начиная с 14 сентября, мы радуемся бабьему лету — ненадолго вернувшемуся летнему теплу, ласковому солнцу и летающей в воздухе паутинке. Почему эти приятные в плане погоды деньки получили такое название? Оттого ли, что ушедшее лето внезапно напомнило нам о себе столь неожиданным краткосрочным возвращением тепла и дало нам последний раз им насладиться прежде, чем природа уже окончательно погрузится в долгий сон, который продлится до следующей весны?
Однако не стоит понимать это название столь буквально.
Предположительно, эти теплые сентябрьские дни (с 1.09 по 8.09 по старому стилю) стали так называться у жителей России в связи с тем, что как раз в этот период времени на небосклоне можно видеть созвездие Плеяды, называемое в народе Бабы. Отсюда и появилось понятие «бабье лето».
У жителей Украины есть одно старинное предание, рассказывающее, почему этот период в году получил такое название.
Как-то давным-давно в эти дни ударили сильные холода, а урожай к этому времени крестьяне собрать не успели. Плоды, оставшиеся на огородах и в садах, должны были непременно померзнуть. Так бабы дружной толпой начали плакать и молить Господа, чтобы тепло вернулось. И их мольбам внял Всевышний. Холод ненадолго уступил место летнему теплу и урожай был полностью собран.
Примечательно, что для жителей Украины бабье лето наступает позднее — после праздника Покрова, и длится 1 неделю.
Во многих странах в это время года женщины обретают власть над мужьями и те им беспрекословно подчиняются. Вероятно, поэтому лето и называется бабьим. Само же слово «лето» означает не только пору года. В старину им обозначали год или время вообще.
В некоторых странах бабьим летом называют разные временные отрезки в году:
- Для жителей Польши и Румынии это первое продолжительное осеннее потепление без привязки к определенному месяцу.
- В Болгарии же бабьи дни приходятся не на осень, а на весну — конец марта.
- У жителей Германии в году есть несколько часов, когда мужья должны подчиняться своим женам и угождать им во всем
- Жители Бельгии, в частности Брюсселя, отмечают такой бабий день в январе, 19 числа.
Существует еще одна версия, объясняющая происхождение названия этого теплого времени, обычно бывающего в сентябре.
В эти теплые денечки в воздухе начинают парить тонкие, еле видимые глазу нити — паутина. Современным людям известно, что ее ткут миниатюрные паучки, которых носит ветер до тех пор, пока они не прикрепляется к какому-нибудь месту. А вот наши далекие предки этого не знали. Им было неведомо, откуда берутся эти тончайшие нити. Язычники же полагали, что это божества покрывают землю паутиной.
Позже, с принятием христианства, происхождение летающих в воздухе нитей люд стал приписывать Богородице. Упоминание об этом есть и у К. Паустовского. В его произведении «Золотая роза» летучая паутина именуется пряжей Богородицы.
Крестьяне же связывали появление в воздухе нитей-паутинок с началом женских работ: прядением, шитьем, вязанием. Как раз в эту пору женщины начинали заниматься рукоделием. Работы на огороде и в поле были уже завершены, крестьянкам же предстояло еще заготовить на зиму ткани, пряжу, нитку, обшить всю семью к холодам. Чтобы осилить эту работу, они обращались к матушке-земле с такими словами: «Отдай мою силку: на пест, на колотило, на молотило, на кривое веретено!»
Первый день наступившего бабьего лета (1.09 по старому стилю, 14.09 — но новому) в народной среде называли Семиным днем, или «лето на проводе», или «Семен-летопроводец». Он был посвящен святому Симеону Столпнику — отшельнику, жившему с юных лет в пустыне и молившемуся каждодневно на высоком столбе.
Этот день до 1700 года причислялся к началу нового года. К нему было принято завершать все начатые дела. Согласно старинному обычаю, 14.09 крестьяне гасили в очаге старые угли и высекали новый огонь путем трения дерева о дерево.
К Семену-летопроводцу в крестьянском быту старались заключить все сделки, касающиеся торговли, и хозяйственные договоры, оплатить государственные подати. В этот день обычно решались судебные дела. Государи (например, Михаил Федорович и Алексей Михайлович) на Семин день давали свой личный суд всем имеющим жалобы, в частности монастырским людям и селянам. На государевом суде, как правило, рассматривались дела, которые не могли разрешить государевы наместники с приказчиками. Если же ответчик не являлся на такой суд в положенный срок, его признавали виновным.
Еще одним обычаем этого дня был выезд на коне мальчика четырех лет от роду.
С Семина дня было принято замачивать стебли конопли, мять и высушивать лен, копать картошку. Крестьяне в этот день старались хоронить мух с тараканами. Этот потешный обычай, по убеждению пращуров, позволял им отвадить вредных насекомых от своего жилья.
Пусть наступление этих по-летнему теплых и солнечных дней не только подарит вам хорошее настроение и согреет перед затяжными осенними холодами, но и станет напоминанием о древних обычаях нашей земли, о мудрости далеких предков.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...