• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Сергей Курий Грандмастер

Как группа EARTH, WIND & FIRE подстрекала слушателей к «бегству»?

На сборниках, посвящённых старому доброму диско, вы наверняка встретите какой-нибудь трек EARTH, WIND & FIRE — одной из самых успешных американских групп 1970-х годов. Однако, несмотря на свою узнаваемость, группа никогда не была заложницей одного стиля.

В основе её музыки всё-таки лежали традиционные фанк и соул, а главной «фишкой» был т.н. грув — повторяющийся «раскачивающийся» ритм, вводящий как музыкантов, так и слушателей, в особое состояние.

Как группа EARTH, WIND & FIRE подстрекала слушателей к «бегству»?
Фото: Обложка диска

Не стоит также забывать, что история группы началась в 1969 году, когда в поп- и рок-музыке стал весьма популярен концептуальный подход к творчеству. Поэтому основатель и главный «кормчий» EARTH, WIND & FIRE Морис Уайт полагал, что его цель — не просто дать людям «поколбаситься», а привести их к определённому «просветлению», привнести в их духовный мир позитивные вибрации.

Уайт увлекался модными в то время «духовными» философиями и, говорят, даже группу назвал в честь трёх элементов из своей астрологической карты — земли, воздуха (ветра) и огня.

Морис Уайт:
— Есть определенные правила, которые мы соблюдаем в отношении нашей диеты и образа жизни. Есть определенные аспекты, которые необходимо поддерживать в чистоте — те, которые имеют прямое отношение к Создателю. Принимая позитивный подход к нашей жизни, мы стремимся отразить его в нашей музыке — мы не позволяем проникать туда каким-либо негативным вибрациям или мыслям. Вся наша музыка возвышает — в том смысле, что она предназначена для того, чтобы привести людей в это состояние.

Филип Бейли, один из вокалистов EARTH, WIND & FIRE:
— Морис во главу угла ставил принцип концепции. Во всём, что делал он, был заложен этот принцип. Ничего не делалось бессистемно — от нарядов, сценической хореографии до, естественно, музыки. Он был перфекционистом во всем.

Элли Уиллис, композитор, сотрудничавшая с группой:
— Их материал во многом основан на восточной философии, невероятно позитивном взгляде на жизнь; лирическое содержание их песен не было типичным для того, что было бы в соул-музыке того времени.

У наших слушателей название EARTH, WIND & FIRE, в первую очередь, ассоциируется с такими песнями, как «September» или «Fantasy». Однако будет несправедливо обойти стороной более ранние хиты, благодаря которым группа и стала суперпопулярной. С них и начнём.

Морис Уайт
Морис Уайт
Фото: Скрин с концертного видео EARTH, WIND & FIRE

«Shining Star» (1975)

В 1975 году EARTH, WIND & FIRE приняли участие в съёмках художественного фильма That’s the Way of the World («Это путь Мира»), посвящённого музыкальному бизнесу вообще и им самим в частности. О самом фильме сегодня уже мало кто помнит, зато его саундтрек и вошедшая в него песня «Shining Star» стали для группы настоящим прорывом.

Морис Уайт:
— [Сингл] «That's the Way of the World» раскручивался так медленно, что мы уже отчаялись. А потом мы выпустили «Shining Star».

Если до этого синглы группы не поднимались выше 29-го места, то «Сияющей звезде» удалось взлететь на самую вершину американского топа, да ещё и получить «Грэмми» за «Лучшее исполнение в стиле R&B дуэтом или группой». Саундтрек тоже не подкачал и занял 1-е место в хит-параде альбомов.

Авторами «Shining Star» выступили клавишник Ларри Данн, вокалист Филип Бейли и сам Морис Уайт. Источник вдохновения оригинальностью не отличался. Уайт гулял ночью на ранчо Карибу и был восхищён очень красивой и яркой звездой. Несмотря на то что «Shining Star» звучала, как всегда, танцевально, по своему содержанию это был настоящий мотивационный гимн.

Из эквиритмического перевода Евгения Соловьева:

На небо звезда взошла,
На тебя свет пролила.
Силу дав для трудных дней,
Тело сделала сильней.
Солнца сын родился тут.
Мой едва начался труд…

Яркая звезда,
Кто б ни был ты, всегда
Светит, чтоб открыть,
Каким ты мог бы быть…

Забавно, но в 1990 году эту фанк-песню группа STRYPER умудрилась переиграть в стиле… хеви-металл.

«Getaway» (1976)

Довольно часто песни для группы сочиняли не только музыканты EARTH, WIND & FIRE, но и сонграйтеры со стороны. Несмотря на это, под бдительным оком Мориса Уайта песня всегда прекрасно вписывалась в концепцию группы — как по звучанию, так и по содержанию.

Взять хотя бы ещё один хит группы под названием «Getaway» (№ 12 в США), написанный Белойдом Тейлором и Питером Кором Беленки. Авторы сочинили эту песню в рок-стиле, но после долгой работы музыканты всё равно сделали её в духе EARTH, WIND & FIRE.

Как группа EARTH, WIND & FIRE подстрекала слушателей к «бегству»?
Фото: Обложка диска

Песня выражала стремление сбежать от обыденности и серости мира, выйти за пределы и отыскать своё «высшее Я». Надо сказать, что для подобного посыла у авторов песни были вполне прозаичные причины.

Питер Кор:
— Мы [в то время] были практически разорены и жили в квартире, кишащей тараканами. Это поневоле вызовет у вас желание «сбежать».

Что ж, оставь эту беспокойную землю.
Я знаю, мы можем, я знаю, мы можем…
Бегство.
Следи за знаками,
Которые ведут в правильном направлении…

Идея бегства была эффектно подкреплена визуально. На концертах EARTH, WIND & FIRE во время исполнения «Getaway» по сцене бродили странные люди в «космических» костюмах, а в финале сверху спускалась большая пирамида. Часть музыкантов заходила внутрь пирамиды, конструкция поднималась вверх и распадалась, показывая, что внутри… никого нет. После чего странные «космонавты» снимали свои шлемы и оказывались теми же людьми, что исчезли в пирамиде.

Создавать эту иллюзию группе помогал профессиональный фокусник Дуг Хеннинг.

«Fantasy» (1978)

В 1977 году группа переключилась на модные ритмы диско-музыки. Музыкальные хиты, записанные в этот период, приобрели в СССР особую популярность. К их числу относится красивая песня «Fantasy», над которой Морис Уайт, его брат-басист Вердайн и сотрудничавший с группой аргентинский композитор Эдди дель Баррио работали целых три месяца.

Как группа EARTH, WIND & FIRE подстрекала слушателей к «бегству»?
Фото: Обложка диска

Песня снова касалась темы побега. Окончательно идея оформилась после того, как Морис посмотрел фантастический фильм Стивена Спилберга «Близкие контакты третьей степени». Фильм рассказывал об обычном электрике, который встречается с НЛО. После этого герой оказывался во власти загадочных инопланетных видений, а в финале вовсе покидал Землю вместе с пришельцами.

Сам Морис Уайт объяснял смысл этой песни так:

— «Fantasy» вдохновлена желанием побега из этого мира, который очень несправедлив, полон эгоизма и зависти. Но есть место, куда всегда можно сбежать, и это — ваша собственная фантазия.

Автор перевода — Alwyn:
У каждого человека есть место,
Уголок в сердце,
И мир не может уничтожить его фантазии.
Прокатитесь по небу
На нашем корабле воображения,
Все ваши мечты сразу станут реальностью.

И мы будем жить вместе
До «двенадцатого никогда"*,
И мы будем жить и любить вечно, как один…
[…]
Спешите к победе
В стране под названием «Фантазия»,
Любите жизнь в каждом новом ее проявлении,
Чтобы ощутить восторг своей души.
Вы отыщете другого себя,
Того, кого всегда пытались найти.
Разные жизненные ситуации помогли вам
Взглянуть на свою жизнь с другой стороны.

* - «двенадцатое никогда» — английская идиома, означающая дату, которая никогда не наступит.

Записанная прямо в Studio 54 (знаменитый нью-йоркский ночной клуб — «мекка» диско 70-х), песня вышла в начале 1978 года на сингле и стала № 32 в США и № 14 в Британии.

Ещё больший успех в Британии снискал кавер, записанный в 1990 году группой BLACK BOX с вокалисткой Мартой Уош.

Ну, а о знаменитой песне «September» и других хитах EARTH, WIND & FIRE периода 1978−1981 годов я расскажу в следующей статье.

Продолжение следует…

Статья опубликована в выпуске 21.09.2021
Обновлено 19.09.2022

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: