Сегодня этот стиль во многом ассоциируется с Бобом Марли. Однако вовсе не он вывел регги на первые строчки американских хит-парадов…
Johnny Nash — «I Can See Clearly Now» (1972)
Первым исполнителем, сумевшим записать американский регги-хит № 1, стал Джонни Нэш. Из-за этого его даже считали выходцем с Ямайки, хотя на самом деле Нэш родился в Техасе и выпускал в США свои сольные альбомы, начиная с 1958 года. Впрочем, в 1965 году он действительно посетил Ямайку и познакомился со многими местными исполнителями, включая Боба Марли.
Покорённый музыкой регги, музыкант вернулся на родину, чтобы пропагандировать этот музыкальный стиль там. Уже в 1968 году Нэшу удаётся попасть в американский ТОП-5 с собственной регги-песней «Hold Me Tight» («Держи меня крепче»).
Однако наибольшего успеха он достиг в 1972 году, когда выпустил сингл «I Can See Clearly Now» («Теперь я могу ясно видеть»), где искусно упаковал ямайские ритмы в приятную поп-аранжировку. Интересно, что около месяца песня болталась на 80-м месте хит-парада, но внезапно резко взлетела вверх. В результате «I Can See Clearly Now» стала первым американским хитом в стиле регги, который смог добраться до 1-го места.
Для справки: вторым таким хитом станет песня Боба Марли «I Shot the Sheriff» в исполнении Эрика Клэптона (1974), а третьим — песня Джона Холта «The Tide Is High» в исполнении BLONDIES (1980).
Что касается «I Can See Clearly Now», то Нэш сочинил её сам и записал в Лондоне с ямайской группой FABILOUS FIVE Inc. Как только песня стала успешной, нашлись те, кто начали выискивать в ней скрытый смысл. Одни говорили, что Нэш написал её после операции по удалению катаракты (мол, поэтому он теперь всё ясно видит), другие вовсе полагали, что речь идёт о самоубийстве.
Как можно делать такие выводы из очевидно ободряющего текста, лично я ума не приложу. Впрочем, это не помешало песне впоследствии использоваться в рекламе моющих средств для окон Windex.
Перевод — Илья Тимофеев: Теперь я отчётливо вижу. Дождь прошёл.
Я вижу все преграды на своём пути.
Пропали тёмные тучи, затмевавшие взор.
Впереди ясный (ясный), ясный (ясный)
Солнечный день.Похоже, теперь у меня всё получится. Боль прошла.
Исчезли все дурные предчувствия.
Вот радуга, на которую я молился.
Быть ясному (ясному), ясному (ясному)
Солнечному дню.Взгляни вокруг — ничего, кроме голубых небес.
Взгляни пред собой — ничего, кроме голубых небес.
«I Can See Clearly Now» приносила высокие места в американском чарте и другим исполнителям. Например, версия Ли Тауэрса, в которой регги-начинка уже почти не слышна, заняла в 1982 году 19-е место.
А в 1993-м песню успешно перепел ветеран регги-сцены Джимми Клифф. Его версия, изначально записанная для фильма «Крутые парни» («Cool Runnigs») о ямайском экипаже бобслея (!), поднялась до 18-го места.
OSIBISA — «Sunshine Day» (1975)
Среди чернокожих исполнителей, повлиявших на мировую поп-музыку, нельзя обойти стороной и жителей африканского континента. В начале 1970-х годов Великобританию покорила экзотичная группа OSIBISA. Хотя она и сформировалась в Лондоне, её составляли выходцы из Ганы и Туниса.
Первым в «Туманный Альбион» перебрался Тедди Оси, которого правительство Ганы отправило получать музыкальное образование. Ну, а уже Оси перетянул в Британию своих знакомых земляков, в результате чего группа разрослась до семи человек.
Не стоит думать, что члены OSIBISA были необразованными парнями в набедренных повязках и с шаманскими бубнами. Ещё до своего приезда в Лондон они прославились на родине как опытные и виртуозные музыканты, которые играли свою версию джаз-рока, круто замешанную на карибских и африканских ритмах.
Кстати, подобный стиль в Африке и назывался словом osibisaba. А я-то думал, что название группы — производное от фамилии Оси (хотя одно другому не мешает). Сами же музыканты объясняли всё более поэтично: мол, «Осибиса» — это «перекрёстные ритмы, которые взрываются от счастья».
Говорят, что началом своей карьеры группа во многом обязана авторитетному критику Melody Maker — Ричарду Уильяису, который, посетив концерт OSIBISA, восторженно написал:
Их музыку достаточно только открыть публике, чтобы она её покорила.
Уже в 1970 году знаменитый Тони Висконти продюсирует первый альбом африканцев, Роджер Дин украшает обложку изображением крылатого слона (его шикарные обложки для OSIBISA — вообще отдельная песня), а сингл «Gong Gong Song» попадает в британский ТОП-10.
Музыка группы была очень пёстрой и искусной (иногда даже чересчур). Однако есть своя доля правды и в словах одного из критиков о том, что «если ты слышал один альбом OSIBISA, то слышал их все». Впрочем, судя по местам в хит-параде и отзывам слушателей, наибольшей любовью пользовался второй альбом под названием «Woyaya» (1971).
Достаточно послушать такие песни, как «Beautiful Seven» («Великолепная семёрка») с замечательной игрой Тедди Оси на флейте, «Survival» с первобытными ритмами, переходящими в типичный фанк, или заглавную балладу.
К середине 1970-х популярность OSIBISA стала падать. Но вот парадокс — именно в 1975 году группа записывает свой самый известный и успешный сингл с песней «Sunshine Day», которую вы тоже наверняка слышали. Песня из четырёх повторяющихся строчек об улыбке, которая «принесёт солнечный день», заняла 17-е место в британском чарте.
А вот старым поклонникам не понравился отход группы в сторону более простой и коммерческой музыки. Следующий музыкальный хит — «Dance The Body Music» (1976) — был уже и вовсе типичной диско-песней.
Тедди Оси:
— Нам казалось, что мы уходим немного дальше от того места, откуда начали. Но, по крайней мере, с «Sunshine Day» и «Dance The Body Music» мы заставили молодых людей следовать за OSIBISA. И тогда люди сказали, что мы продались. Но мы не продавались, мы пытались разными способами удержать OSIBISA…
Парадокс, но в 1980-е годы с их модой на этническую музыку, группу начали забывать. Видимо, слушателям хотелось более «сырого» и аутентичного фольклора. Тем не менее OSIBISA всё ещё в строю — причём она не только выступает, но и записывает новые альбомы.
...Вот почему я предлагаю сделать к/ф "о таких разных американцах" по мотивам книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" ...