В повседневной «жизе-зе», как называют ее интересующиеся литературой представители поколения молодых оригиналов «Z» и «Альфа», нет ничего застывшего, навсегда данного. Жанровый интерес в литературе — предпочтения для целевых групп, формирующие выбор, — изменяется в движении. И для каждой группы — он свой, определенный.
Определяет его даже не наиболее читающая социальная совокупность, а креативные идеи, их развитие, иначе говоря, мода. Моду задает молодежь, как прогрессивная социальная страта, с упором в том числе на мировые тенденции. Более того, интересы и мода относительно цикличны во времени, то есть повторяются с разной периодичностью. В сем несложно убедиться, анализируя предпочтения читателей в предшествующие годы в обратном лонгитюде три-пять поколений.
Всплеск интереса к иррациональному в истории литературы неоднократно отмечался не только на фоне технического прогресса, но и в предвоенные годы, насыщенные вызовами времени, на которые гражданин (читатель) почти не в состоянии влиять.
Когда общество, перерабатывая разные версии будущего в ситуации информационного хаоса (когда версий и прогнозов будущего много, но авторитетности и «провидения» мало) «размышляет» о будущем. Читателей мир будущего живо интересует ввиду озабоченности естественным развитием — в заботе о детях.
В гедонистическом обществе, накопившем некоторый «материальный» жирок и излишки, ориентирующемся на удовольствия и потребления (речь о типичном, хотя есть исключения), это важный вопрос. Что будет с тем, что я уже имею, накопил? Заметьте, что после войн и потрясений интерес к эзотерической литературе слаб.
Сегодня нет гарантированных прогнозов при огромном количестве разных версий будущего. В этом условном коллапсе читатель чувствует дискомфорт. Запрос на позитивное мышление — особенно в период пандемии, с которой также связывают рост популярности эзотерической литературы. Это один из главных факторов — дискомфорт от неизвестного будущего.
- Есть и другой — желание выйти за пределы условной рутины и погрузиться в захватывающую, мистическую историю. Какая связь с условной рутиной? Хочется помечтать, находясь в безопасности. Как известно, обращаясь к книге, читатель анализирует и сопереживает.
- В условиях развития социума в России в третьей декаде XXI века многие сферы деятельности, особенно «исполнительные», государственные, «заорганизованы» регламентом. В соответствии с психотипом личности для кого-то это подобие ежедневного конвейера в виде повторяющихся функций удобно, а кому-то, с выраженным творческим началом, не хватает впечатлений и… самореализации.
- Такой человек, поставленный в условия зависимости от хорошей заработной платы, постоянно вынужден сверять свое поведение с неким шаблоном правил и предполагать даже не то, что «люди скажут» — как в деревне, где все друг друга знают и обсуждают, а что скажет или подумает начальник, как это отразится на бонусах-премиальных в условиях реальной конкуренции с коллегой-сотрудником. Книги, как индивидуальный мир, компенсируют этот дисбаланс.
Таковы три основных, на мой взгляд, фактора развития запросов на эзотерические практики. То есть в целом — в соответствии с непредсказуемой ситуацией вокруг человека и вызовами времени, на которые он не способен влиять.
Не сказал бы, что теологическая или, как ее часть, религиозная популярная литература потеряла авторов, как утверждают некоторые источники; довольно много людей во все времена увлекались свидетельствами о боге, так или иначе проповедовали в своих книгах. Так и сейчас.
Книги религиозного направления, опять же, кроме отдельных названий и авторов, никогда не издавались «космическими» тиражами, но всегда к ним был интерес. Он не ослаб. На его фоне просто возрос интерес к эзотерическим практикам, как к наиболее доступным — не надо «ходить в церковь» и «просто верить», к примеру, в обетования Христа, что отличает не номинально верующих в православии от номинальных прихожан.
Если говорить о тенденциях, они таковы, что через пару десятков лет значительно сократится количество постоянных посетителей церкви как храма — в формате культовых зданий. Потребность же в вере будет всегда, она приобретает иные формы, в том числе дистанционные — для адаптации духовных учений и философий. В тренде также есть влияние эзотерической литературы, как условно безопасной и комфортной для человека подмены божества.
Что касается карт таро и предсказательных практик, то личный опыт показывает следующее. В 2012—2015 годах мне неоднократно поступали заявки от ведущих издательств по написанию книг на те же темы, вплоть до полного руководства по чтению карт Таро. А крупный издатель, холдинг, не предлагает того, что не сможет продать — он как тест, лакмусовая бумажка.
Никому не навязываю субъективный мой опыт, однако для меня он очевиден, как и то, что за окном снежный февраль. Из сего опыта ясно, что интерес к Таро резко не возник, он был и 10 лет назад (более длительный период времени надо анализировать).
Строго говоря, чтобы понять феномен, нужно мыслить, как референтная группа, то есть исследовать читателя и условия, воздействующие на него. Современный читатель, разумеется, разный и всегда был разным — в зависимости от уровня образования, опыта, сензитивности, места проживания и др. факторов. Читатель пробует, ищет свое в книгах, темах, как в дегустации гастрономических удовольствий. Когда живешь среди общего информационного поля (фона) и тебе для полноты жизни конкретных знаний не хватает.
В области эзотерики такова востребованная попытка методологически объяснить — как понимать завтрашний день. Практики медиации, позитивного мышления (на котором обыватели почти свихнулись, поскольку в научном понимании не бывает никакого мышления, кроме адекватного и неадекватного ситуации и объекту), работа с осознанностью — не более чем шаблонные фразы, впрочем, устоявшиеся уже как сленг.
Большинство ищет методичку для жизни в этом небезупречном мире, но не исследует научные источники в этой области, и вынуждено довольствоваться тем суррогатом и мимикрией разъяснений, что дает даже «нон-фикшн», а тем более в области эзотерики. Она «тут как тут» в адаптированным разными авторами виде по аналогии с хрестоматией по литературе вместо первоисточника.
Основной интерес современной читательской аудитории не в теориях, а в практическом приложении идей и навыков: работы с подсознанием, понимания предназначения, кармических задач и поиска ресурса. Это еще одна «разъясняющая» составляющая возникшего интереса к эзотерическим практикам.
Типичный читательский портрет таков, что он сегодня хочет блистать и влиять. Находясь в безопасности. Отсюда интерес к книгам по психологии и связанным с ней практическим методикам конкурентного развития; он был всегда, но колеблется уровнем — в деталях. Ориентированные на конкретные группы (читательский адрес) книги в обозримом будущем будут иметь успех, если не номинально помнить о персонификации и отражать ее даже в названии на манер: «эзотерика для пацанчиков по полочкам»
Игорь Вадимов, = Нет безобразья в природе = написал классик. "Все мы немножко лошади,// каждый из нас по-своему лошадь" (ВМ). Так чего...