Причины, по которым Кардер изменил свою историю, очевидны. Быть честным моряком, который перенес бесчисленные лишения, добросовестно выполняя приказ командира, намного почетнее, чем быть беглецом, пусть даже одним из многих («Элизабет» капитана Винтера практически дезертировала, вернувшись домой без приказа адмирала).
И что немаловажно, это дало возможность сделать историю намного более разнообразной и драматичной, добавить в нее новые эффектные эпизоды, такие как пиршество каннибалов. Из чего можно сделать вывод, что технология создания литературных бестселлеров за прошедшие четыре столетия, конечно, была во многом усовершенствована, но суть ее осталась прежней.
Заметим, что Кардер был далеко не первым европейцем, побывавшим в плену у каннибалов (если предположить, что этот плен действительно имел место). Так некий Ханс Штаден, немецкий моряк, участвовавший в португальской экспедиции конкистадоров, был взят в плен племенем тупинамба (тупи). Индейцы, согласно его рассказу, собирались употребить пленника в пищу во время одного из своих ритуалов.
Я стоял и молился, ожидая, что в любое мгновение буду поражен индейским копьем. Но король в конце концов решил оставить меня в живых, чтобы женщины племени могли увидеть меня и позабавиться со мной, — пишет Штаден.
Штадена спасло французское судно (французские купцы торговали с каннибалами, впрочем, как и португальские), и по прибытии в Европу он опубликовал отчет о своих приключениях под названием «Достоверная история и описание страны диких, голых, суровых людей-людоедов Нового Света Америки», ставшую бестселлером своего времени.
В ответе, стоит обратить внимание, упоминается тот самый бразильский городок Пернамбуко, из которого бежал Кардер: Штаден, по его словам, помогал своим португальским братьям по оружию защищать его от восставших индейцев. Разумеется, наибольший интерес европейской публики вызвало описание каннибализма индейцев; впрочем, как и в случае с историей Кардера нашлись люди, которые сочли его описания чистейшей воды вымыслом.
История приключений немецкого авантюриста не была забыта, и в 1999 году на экраны вышел фильм режиссера Луиша Альберто Перейра под игривым названием «Ханс Штаден — смотрите, к нам скачет еда».
Из участников экспедиции Дрейка, нашедших свою дорогу домой, Питер Кардер был последним.
Так пишет историк и литератор Эвард Лесли, который, судя по всему, принял историю моряка из Корнуолла за чистую монету. Его фортуна не удивила историка, потому что он нашел ей свое объяснение.
Кардер был не просто упорен; ему были присущи отвага и сообразительность. Другие проявляли решимость, он использовал свои мозги.
Что же, с этим можно согласиться, но с одним уточнением: творческие способности и ум Кардера (равно как и его издателя) нашли применение не только в борьбе с жизненными трудностями, но и в сфере литературной фантазии.
Могли ли приключения елизаветинского моряка быть использованы в романе Даниэля Дефо о приключениях Робинзона Крузо?
Некоторые эпизоды похождений Кардера, в первую очередь его описание быта каннибалов, действительно заставляют вспомнить роман Дефо. Жизнь моряка среди индейцев в качестве военного советника напоминает историю испанцев, которые попали в плен к землякам Пятницы. Старший испанец рассказывал Крузо, что индейцы требовали, чтобы пленники вместе с ними ходили на войну, хотя у них не было огнестрельного оружия, а луками они пользоваться не умели.
Но со временем испанцы приспособились и стали использовать в бою щиты, которые они обтягивали шкурами диких зверей, а также самодельные алебарды и пики; этим оружием им иногда удавалось обращать в бегство целые отряды дикарей. Да и бразильский период жизни моряка, его труд на плантации тоже мог быть небесполезен для создателя Крузо.
Эпизод с побегом Кардера из Баии имеет сходство и с мавританской эпопеей Робинзона: плен и рабство, снисходительный хозяин, который отправлял невольника в морские поездки для ловли рыбы, и, наконец, побег морем. В обоих случаях — обратим на это внимание — беглеца спасал португальский корабль.
Конечно, это всего лишь предположение или, выражаясь наукообразно, гипотеза. Каннибалы Кардера, вождь которых выглядит достаточно симпатичным человеком, были не карибами, а другим индейским племенем (тупи), островные эпизоды его рассказа слишком скупы, а информацию о Бразилии Дефо мог почерпнуть из новых, более свежих отчетов моряков, совершавших плавание в южные моря, например, из записок кругосветного путешественника капитана Дампира.
Как бы то ни было, записки мореплавателя Питера Кардера о его приключениях на суше и на море являются еще одним ярким памятником той далекой романтической эпохи — историческим. И, с большой долей вероятности, литературным.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...